Информация о добросовестности участника торгов является. Антидемпинговые меры в государственных закупках:определение демпинга К информации подтверждающей добросовестность участника аукциона относится

Понятие демпинга

Демпинг (от английского dumping - сброс) - в экономической теории продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, не являются экономически обоснованными, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.

Демпинг в госзакупках преследует цель включения поставщика в рынок закупок для государственных нужд и вытеснение конкурентов и выражается в заключении поставщиком контракта с заказчиком посредством значительного занижения цены при участии в торгах.

Проблема демпинга распространилась в процессе проведения открытых аукционов в электронной форме рамках закона №94-ФЗ. Любые поставщики из всех регионов России могли участвовать в торгах и подавать предложения цен ниже рыночных. Бывали случаи, когда участники снижали НМЦ до нуля, а затем проводились торги на повышение цены.

Негативные последствия демпинга

  • Неисполнение обязательств по заключенным контактам. Зачастую после неоправданного снижения НМЦ и заключения контракта поставщики понимали, что не могут поставить товары, оказать услуги или выполнить работы по предложенной цене.
  • Поставка товара, выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества. В первую очередь, это касалось торгов на поставки продуктов питания: победители торгов поставляли некачественный или просроченный товар, чтобы уложиться в предложенную ими цену.
  • Расторжение контракта в судебном порядке.
  • Затраты времени на проведение повторных процедур закупок.

Реформа законодательства в области государственных и муниципальных закупок была призвана, в том числе, решить проблему демпинга. В связи с этим в 44-ФЗ введена норма, предусматривающая антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона . Норма закреплена в статье 37 Закона о контрактной системе. Применение антидемпинговых мер при проведении закупок другими способами является нарушением закона №44-ФЗ и поставщики имеют право обжаловать такие действия заказчика.

Варианты применения антидемпинговых мер в госзакупках

1. Если НМЦ контракта составляет 15 млн рублей или менее, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить:

  • Сведения, подтверждающие добросовестность участника

2. Если НМЦ контракта составляет более 15 млн рублей, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить только

Обеспечение исполнения контракта, в 1,5 раза превышающее размер, указанный в документации

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки

Зачастую участникам закупки сложно предоставить обеспечение в размере, превышающем указанный в документации в 1,5 раза, потому что оно может составлять довольно крупные суммы. Поэтому законодатель предусмотрел возможность подтверждения добросовестности участника. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками , и подтверждающая исполнение таким участником обязательств по контрактам:

  • в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
  • если поставщик не участвовал в государственных и муниципальных закупках в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе, то он может предоставить информацию, подтверждающую исполнение им обязательств по четырем и более контрактам в течение двух лет (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) ;
  • либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) .

Внимание!

В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены , по которой участником закупки предложено заключить контракт. Например, если цена контракта 100 млн руб., то участник закупки должен представить информацию об исполнении контрактов за предыдущий период, цена одного из которых составляла не менее 20 млн руб.


Однако если НМЦ более 15 млн руб., а участник закупки предложил цены ниже на 25% и более, то он уже не имеет альтернативы в виде возможности документального подтверждения своей добросовестности, а обязан предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер, указанный в документации.

Порядок предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки

Внимание!

Комиссия по осуществлению закупок отклоняет заявку в случае признания этой информации недостоверной . Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Если участником в составе конкурсной заявки не предоставлена информация , подтверждающая его добросовестность, контракт с ним заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).


Конкурс

В случае участия в конкурсе сведения предоставляются участником в составе заявки на участие конкурсе. На практике это означает, что поставщик, ознакомившись с конкурсной документацией и рассчитав, что может предложить цену ниже начальной, например, на 30%, в составе конкурсной заявки предоставляет документы, подтверждающие его добросовестность, в соответствии с градацией, установленной в ст. 37 Закона о контрактной системе. Заказчик, получив такую заявку, проверяет достоверность информации о добросовестности участника в реестре контрактов по номеру реестровой записи: факт наличия такого контракта; соответствие цены указанному размеру; отсутствие неустоек, штрафов, пеней, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по этому контракту.

Аукцион

Внимание!

При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок представленной информации недостоверной, контракт с таким участником не заключается, а он признается .

В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.


При участии в аукционе участник предоставляет информацию, подтверждающую его добросовестность, при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения . Участник закупки, не выполнивший данное требование, признается уклонившимся от заключения контракта . В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Примеры из практики

1.Включение в РНП сведений об участнике, занявшем второе место, правомерно

Пример 1.

Победитель уклонился от заключения контракта и заказчик предложил заключить его участнику аукциона, заявке которого присвоен второй номер, с чем участник согласился. Однако предложенная им цена контракта была на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, к этому участнику должны применяться антидемпинговые меры: представление повышенного обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность.

Арбитражный суд оставил решение антимонопольного органа в силе. Если участник, заявке которого присвоен второй номер, согласился заключить контракт, он считается победителем. В случае когда требования ст. 37 Закона не выполнены, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта .

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу N А75-2002/2015

Пример 2.

Победитель уклонился от заключения контракта и заказчик предложил заключить его участнику аукциона, заявке которого присвоен второй номер, с чем участник согласился. Однако предложенная им цена контракта была на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, к этому участнику должны применяться антидемпинговые меры: представление повышенного обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность.

Указанные требования участником не были исполнены. На этом основании антимонопольный орган включил сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Арбитражный суд оставил решение антимонопольного органа в силе. Если участник, заявке которого присвоен второй номер, согласился заключить контракт, он считается победителем. В случае когда требования ст. 37 Закона не выполнены, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

(Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу N А75-2002/2015)

2. Добросовестность участника подтверждается не только сведениями из реестра контрактов

Пример 3.

Победитель аукциона, снизивший цену контракта более чем на 25%, при заключении контракта представил заказчику сведения из реестра контрактов, подтверждающие добросовестность. Заказчик, посчитав, что участник не подтвердил свою добросовестность должным образом, отказался от заключения контракта и направил сведения о победителе в антимонопольный орган. Данные сведения были включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение антимонопольного органа недействительным.

Как было установлено судами, победитель для подтверждения своей добросовестности представил в том числе акты выполненных работ по нескольким контрактам. Однако, по мнению антимонопольного органа, в отношении победителя аукциона в реестре контрактов количество записей со статусом "исполнение завершено" не соответствует требованиям ст. 37 Закона 44-ФЗ.

Указанный довод не был принят , поскольку расхождение данных реестра и представленных победителем сведений о количестве исполненных контрактов, возможно, возникло ввиду неполного или несвоевременного внесения заказчиками информации в реестр .

(Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 N 17АП-980/2015-АК по делу N А60-39881/2014).

Закон №44-ФЗ предусматривает право поставщика при участии в аукционе предоставлять информацию, подтверждающую добросовестность, или обеспечение исполнения контракта с использованием протоколов разногласий (с целью увеличения времени на подписание контракта и предоставления информации). Необходимо помнить, что в соответствии с частью 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, если победитель электронного аукциона не направит заказчику подписанный проект контракта или протокол разногласий по истечении тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона, то он признается уклонившимся от заключения контракта.

Особенности применения антидемпинговых мер

1. Законом 44-ФЗ предусмотрено применение особого порядка антидемпинговых мер при проведении специальных закупок. Например, к таким закупкам относится проведение конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, а также на оказание консультативных услуг.

В таких закупках заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до 25% ниже НМЦ контракта.

В случае, если предложение о цене контракта по этим закупкам на 25% и более ниже НМЦ контракта, величина значимости такого критерия как цена контракта устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок, которая проводится согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 для указанных видов работ (услуг) установлены, в пределах от 20 до 80%.

2. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта . Оно может включать в себя:

гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара,

документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки (договор, товарная накладная и т.п.),

иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

При участии в конкурсе участник предоставляет обоснование в составе заявки на участие в конкурсе.

Если закупочная комиссия при оценке заявки признает, что данный документ должен быть, но не предоставлен, то такую заявку комиссия вправе отклонить. Такое решение комиссии фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.

Если проводится аукцион , то гарантийное письмо или документы, подтверждающие наличие товара представляются участником заказчику при направлении подписанного проекта контракта.

Если участник не выполняет данное требование, не направляет необходимые документы, он признается уклонившимся от заключения контракта.

На рассмотрение в Госдуму внесен проект изменений в 44-ФЗ, предлагающий исключить из закона положения об антидемпинговых мерах, которые применяются при поставках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения.

Новое в антидемпинговых мерах

В июне 2014 года в ст. 37 закона 44-ФЗ была включена часть 12, которая предусматривает возможность неприменения антидемпинговых мер при соблюдении двух условий:

  1. осуществляется закупка лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
  2. участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

Ответы на вопросы

Необходимо ли прописывать в аукционной документации, что если поставщик снизит цену на продукты питания более чем на 25%, то он должен предоставить обоснование такой цены?

Ответ : На поставщика возлагается такая обязанность в силу 44-ФЗ, и если заказчик не указал соответствующее требование в документации, он все равно вправе требовать обоснование и расчет такой цены, а также необходимые документы, или отклонить заявку за их непредоставление. Однако чтобы избежать споров лучше предусмотреть в документации условие и случаи предоставления обоснования.

Подскажите пожалуйста! Закупка проводилась по 44 - ФЗ, участник скинул цену контракта больше, чем на 25 %,может ли он подтвердить свою добросовестность контрактами (исполненными без штрафов и пеней) заключенными по 223-ФЗ?

Ответ

Заказчик проводит конкурс или аукцион, НМЦК ≤ 15 млн руб., и победитель снижает цену на 25 и более процентов. Тогда заказчик применяет антидемпинговые меры. У победителя есть выбор: предоставить повышенное в 1,5 раза обеспечение контракта или подтвердить добросовестность. Об этом сказано в части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ.

Если участник подтверждает добросовестность, сумма обеспечения не меняется. Как подтвердить добросовестность - в рекомендации.

Какими способами участник подтверждает добросовестность

Чтобы подтвердить добросовестность, победитель предоставляет заказчику информацию из реестра контрактов. При этом у участника есть выбор, какие именно сведения показать.

1. Информация о трех и более контрактах. При этом победитель исполнил контракты без штрафов и в течение года до даты, когда подают заявки.

2. Информация о четырех и более контрактах. При этом все контракты победитель исполнил в течение двух лет до даты, когда участники подают заявки, и более 75 процентов контрактов - без штрафов.

3. Информация о трех и более контрактах. При этом победитель исполнил контракты без штрафов и в течение трех лет до даты, когда подают заявки.

Для всех трех вариантов, которые возможны для победителя, действует общее правило. Стоимость одного из контрактов должна составлять не менее 20 процентов цены, которую предложил участник закупки. Например, заказчик проводит аукцион и НМЦК - 15 млн руб. Участник предложил цену контракта - 10,5 млн руб. Цена одного из контрактов, которые предоставит победитель, должна составлять не менее 2,1 млн руб. (10,5 × 20%).

Об этом сказано в части 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 года № Д28и-3260.

Закон № 44-ФЗ не указывает, что участник должен предоставить информацию о контрактах с предметом закупки, в которой победил.

Ситуация: победитель закупки, который снизил НМЦК на 25 процентов и более, работает на рынке меньше года. Как доказать добросовестность?

Участник вправе предоставить заказчику информацию о трех и более контрактах, которые исполнил без неустоек. Об этом сказано в части 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 28 января 2016 года № ОГ-Д28-1419.

Ситуация: как победителю совместной закупки подтвердить добросовестность

Победитель совместной закупки предоставляет заказчику информацию из реестра контрактов. При этом цена одного из исполненных контрактов должна составлять не менее 20 процентов суммы цен всех контрактов совместной закупки. Такой позиции придерживаются специалисты Минэкономразвития России в письме от 11 января 2016 года № Д28и-46.

Специалисты Минэкономразвития ссылаются на то, что НМЦК, которую заказчик указывает в извещении и документации при совместной закупке, определяют как сумму начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика. А антидемпинговые меры заказчик применяет, когда участник снижает НМЦК из извещения на 25 и более процентов (подп. «б» п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088, ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: может ли участник аукциона на молоко подтвердить добросовестность контрактами на фрукты

Да, может.

Чтобы подтвердить добросовестность, участник предоставляет информацию из реестра контрактов. Законодатель не установил, что контракты должны быть на поставку аналогичных товаров (ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 12 февраля 2016 года № Д28и-287).

Ситуация: можно ли подтвердить добросовестность договорами по 223-ФЗ, коммерческими контрактами, договорами субподряда

Нет, нельзя. Добросовестность участник подтверждает информацией из реестра контрактов по Закону № 44-ФЗ. Коммерческие контракты и договоры субподряда не включают в реестр контрактов. Договоры по 223-ФЗ включают в реестр договоров по Закону 223-ФЗ (ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Как участник предоставляет информацию о добросовестности

Участники конкурса предоставляют информацию о добросовестности в составе заявки, участники аукциона - с подписанным проектом контракта. При этом заказчик действует в зависимости от ситуации.

Конкурсная комиссия установила, что информация о добросовестности недостоверна . Комиссия отклоняет заявку и вносит информацию в протокол рассмотрения и оценки заявок. В протоколе указывают причину, по которой заявку отклонили. Комиссия подписывает протокол, и в течение следующего рабочего дня заказчик уведомляет участника о том, что заявку отклонили.

Участник конкурса не предоставил информацию о добросовестности в составе заявки. Заказчик не отклоняет заявку участника, но заключает контракт только после того, как победитель предоставит увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта. При этом, если заказчик предусмотрел в контракте аванс, победитель предоставляет обеспечение, размер которого не меньше аванса.

Участник аукциона не предоставил информацию о добросовестности или аукционная комиссия установила, что информация недостоверна . Участника признают уклонившимся. Комиссия оформляет решение протоколом. Протокол подписывают и в течение следующего рабочего дня размещают в ЕИС.

Об этом сказано в частях 4 и 5 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2016 года № Ф06-9551/2016, решении Самарского областного суда от 8 ноября 2016 года № 21-2087/2016.

Заказчик подписывает контракт только после того, как победитель предоставит информацию о добросовестности или обеспечение. Об этом сказано в части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 8 ноября 2016 года № Д28и-2911.

Нет, участник подтверждает свою добросовестность информацией из реестра контрактов только по Закону № 44-ФЗ.

Подтверждение добросовестности - одна из предусмотренных Законом 44-ФЗ антидемпинговых мер. Эти меры призваны предотвратить намеренное занижение цены в торгах с целью устранить конкурентов и победить. Как подтвердить добросовестность и когда это необходимо, расскажем далее.

Когда нужно подтверждать добросовестность

Об антидемпинговых мерах говорится в ст. 37 Закона 44-ФЗ. Это дополнительные шаги, которые нужно пройти победителю, снизившему начальную цену на 25% или больше, перед подписанием контракта. Таким образом, организаторы тендеров борются против намеренного снижения цены.

Какие меры против демпинга применяются, зависит от стоимости контракта, указанной в документации. Если она более 15 млн руб., участник должен предоставить обеспечение, увеличенное в 1,5 раза. Если она меньше 15 млн, от победителя требуется подтвердить добросовестность.

Какие меры применяется в конкретной процедуре, смотрите в документации. Обратите внимание, что они используются только в конкурсах и аукционах.

Как подтвердить добросовестность

Участнику нужно предоставить не менее 3 контрактов в течение 3 последних лет. По каждому из них не должно быть начислено штрафов и пени. А цена каждого должна составлять 20% от начальной цены контракта в этой процедуре, на которую подается заявка. Предоставьте копии этих контрактов со всеми приложениями, а также сопроводительное письмо.

Как подтвердить свою добросовестность, чтобы сохранить больше денег на счету

Если участник тендера демпингует, он обязан предоставить увеличенное в полтора раза обеспечение контракта - это защитная антидемпинговая мера для заказчиков. Но если цена контракта ниже 15 млн руб. претендент вправе внести стандартное обеспечение в размере согласно извещению и дополнительно подтвердить свою добросовестность. Читайте, как участникам подтвердить добросовестность, чтобы сэкономить на обеспечении и сохранить больше свободных денег на своих счетах, и каким условиям должны отвечать сведения из реестра контрактов, чтобы заказчик их принял.

То, как именно подавать информацию о добросовестности, зависит от вида закупочной процедуры. Например, в любых видах конкурса их необходимо включать непосредственно в заявку. Если проводится аукцион, предоставьте данные вместе с проектом контракта, когда будете подписывать его на ЭТП.

Не обязательно поднимать из архива контракты, достаточно знать номер тех документов, которые вы хотите предъявить в качестве подтверждения добросовестности. Всю информацию о них можно посмотреть в реестре контрактов.

Обратите внимание: если предметом контракта выступает товар, необходимый для нормальной работы скорой помощи (ч. 9 ст. 37 Закона 44-ФЗ), порядок немного меняется. Участнику придется обосновать свою цену, то есть объяснить, почему он предложил именно такую стоимость. Это может быть гарантийное письмо от производителя товара, в котором подтверждается цена товара, или бумаги, которые доказывают, что продукция у поставщика в наличии (акты приема-передачи, договоры купли-продажи и т.д.). Это лишний раз доказывает, что он в силах исполнить контракт по заявленной цене.

Письмо о добросовестности для заказчика

В письме победитель кратко рассказывает заказчику о том, какие контракты подтверждают его добросовестность. Рекомендуем оформлять его в виде таблицы, разбить которую можно по годам. Включите в нее следующие столбцы:

  • номер контракта в реестре;
  • наименование контрагента (с кем заключен контракт);
  • предмет контракта;
  • дата заключения;
  • срок исполнения;
  • цена контракта;
  • пени, неустойки, штрафы, если они были начислены.

Если вы подали заявку с ценой, которая на 25% отличается от начальной, лучше сразу готовить исполненные контракты, а не делать это перед самим подписанием контракта. Вы рискуете не успеть и оказаться в РНП.

Как не нужно делать

Чтобы не стать уклонистом (победителем, уклонившимся от заключения контракта), не нужно повторять опыт участника аукциона на поставку товаров хозяйственного назначения. Начальная цена составила 169 800 руб. Победитель предложил 97 635 руб. Поскольку разница составила больше 25%, нужно было подтвердить добросовестность, что участник и сделал.

Однако при проверке организатор торгов обнаружил, что контракты с реестровыми записями № 1434509333118000180 и № 2434601121119000439 находятся в стадии исполнения. А значит предоставленная участником информация не подтверждает добросовестность.

Его признали уклонистом, после чего организатор торгов обратился в ФАС с просьбой включить его в реестр недобросовестных поставщиков. На заседании комиссии УФАС выяснилось, что контракты направлены по ошибке (так заявил сам участник). В итоге его решили не включать в РНП. Тем не менее тендера он лишился.

Вложенные файлы

  • Информационное письмо о добросовестности.docx

В реестр попадают те, кто отказался заключать выигранный контракт или грубо нарушил условия его исполнения. Мы писали подробно о . В этой статье подчеркнем важные нюансы:

  • Раньше можно было самостоятельно декларировать отсутствие в РНП, и был был шанс, что заказчик не проверит эту информацию. Теперь ЭТП автоматически проверяют информацию и просто не пропустят заявку от участника из РНП.
  • В ЕИС отдельно ведется реестры по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, по 615 постановлению правительства. Попав в один Реестр, еще можно участвовать в закупках по другому закону или в коммерческих торгах.
  • Если вы подали заявку не находясь в РНП, а во время исполнения контракта в него попали, это не повод расторгать контракт (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14).

Обеспечение контракта

Заказчик устанавливает обеспечение контракта практически во всех конкурентных закупках:

  • от 5 до 30 % от НМЦ, если закупка на 50 млн руб. или меньше,
  • от 10 до 30 % от НМЦ, если закупка дороже 50 млн руб,
  • не меньше суммы аванса, если он установлен в закупке (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

Из этой суммы удерживают штрафы за некачественное неисполнение контракта и пени за срыв сроков. После того как контракт успешно исполнен, обеспечение возвращают.

Антидемпинговые меры

44-ФЗ разрешает снижать цену сколько угодно, но если пересечь порог в 25% от начальной цены, то придется дополнительно подтвердить свою добросовестность (ст. 37 № 44-ФЗ ). Это называется антидемпинговыми мерами. В любых закупках, кроме закупок жизненно необходимых товаров, подтвердить добросовестность можно двумя способами:

  1. В закупках на любую сумму можно предоставить увеличенное в 1,5 раза обеспечение.
  2. В закупках дешевле 15 млн есть еще один вариант — предоставить обычное обеспечение плюс успешно исполненные госконтракты. Что учесть:
  • Заказчик примет информацию строго из реестра контрактов по 44-ФЗ.
  • Таких контрактов должно быть не меньше трех, а заключены они должны быть не позже трех лет до заключения текущего контракта.
  • Все они должны быть исполнены без штрафов и пеней.
  • Сумма минимум одного из контрактов должна быть не меньше 20% от суммы закупки, в которой нужно подтвердить добросовестность (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ ).
  • Объект закупки не важен. Например, вы можете выиграть закупку на ремонт, а подтверждать добросовестность контрактами на грузоперевозки.
  • Не получится подтвердить добросовестность «малыми закупками» у единственного поставщика (закупки до 300 или 600 тыс. руб.), так как заказчики не обязаны включать их в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ ).

Как узнать, что исполненный госконтракт есть в Реестре? На сайте госзакупок во вкладке Контракты и договоры можно найти любой контракт по названию заказчика, идентификационному номеру контракта и другим фильтрам.

Если не нашли контракта нет в Реестре, в первую очередь обратитесь к заказчику. Он обязан выкладывать информацию в Реестр за 7 дней после подписания акта приемки. За срыв сроков его ждет штраф.

В закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты, лекарства, топливо и пр.) действует другое правило. Если победитель закупки опустил цену закупки на 25 % ниже НМЦ, он предоставляет заказчику обоснование этой цены. Например, гарантийное письмо от производителя, приходные документы, подтверждающие наличие товара на склада и другие документы (ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).

Качественные критерии при оценке заявки

Акцент на качество

В конкурсе и запросе предложений заказчик может использовать в выборе поставщика нестоимостным критерии оценки — наличие опыта, рекомендаций, квалифицированных сотрудников и т.д.

  1. Формула, которая учитывает наибольшее или наименьшее количество документов в составе заявки. В этом больше баллов зарабатывает тот, кто предоставил максимум контрактов, и остальные получают пропорционально меньше.
  2. Предельно необходимое (минимальное или максимальное) число квалификационных характеристик. Например, участник должен предоставить не меньше пяти исполненных контрактов, чтобы получить баллы по этому критерию. А максимум можно предоставить 10. Все что выше 10, все равно будет считаться как 10.
  3. Шкала. Это самый простой способ оценки. В нем каждый показатель попадает в диапазон и получает определенное количество баллов. Например, ноль контрактов — 0 баллов, 1-3 контракта — 5 баллов, 5-10 контрактов — 10 баллов.

Чем подтвердить добросовестность?

Необязательно показывать успешно выполненные контракта только из Реестра по 44-ФЗ. Это могут быть документы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим сделкам:

  • Копии договоров, которые отражают предмет договора и время, когда он был исполнен.
  • Копии актов приемки и документов об оплате, которые отражают объем работ.
  • Другие документы, которые подтверждают успешность выполнения работ.

В законе это четко не сказано, но арбитражные суды решают, что заказчик может требовать:

  • Соответствие предмету закупки. Если закупка на строительство, то и исполненные контракты должны быть на строительство.
  • Успешность поставки или работ. Заказчик вправе требовать договоры без нарушений по вине подрядчика.

Также по решению арбитражей заказчик не может требовать:

  • Наличие договоров на территории определенного региона.
  • Более узкую квалификацию, чем предмет проводимой закупки.
  • Исполненных контрактов на сумму больше чем 20% от объем текущей закупки. Например, если закупка на строительство школы за 74 млн, достаточно иметь один исполненный контракт примерно на 20 млн.

Разный вес у “справедливой” и “демпинговой”цены

44-ФЗ дает заказчику возможность уменьшать “вес” цены, которая на 25 % ниже максимальной. Если поставщик снизится больше, чем на 25%, то значимость цены будет равна всего 10 % от суммы величин значимости других критериев оценки заявок. Правда, это правило применяют только в конкурсах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, а также оказание консультационных услуг (ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).

Что хотят добавить?

В концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг сказано, что в госзакупки будут пускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов (распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р ).

  • Организацию детского досуга предлагают закупать только конкурсом с ограниченным участием. Сейчас закупки таких услуг проводят в виде аукционов, запросов котировок или запросов предложений, где главный критерий отбора победителя — цена путевки. В итоге страдает качество исполнения услуг.
  • Также хотят автоматизировать проверку поставщиков в реестре юридических лиц , привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят

В части 3 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) указано, что контракты, подтверждающие добросовестность поставщика, должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Поставщик декларирует контракты в подтверждение своей добросовестности, которые были исполнены не в полном объеме (расторгнуты по обоюдному согласию) без применения штрафов (пеней).
Могут ли такие контракты подтверждать добросовестность поставщика в соответствии с требованиями части 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Информация, подтверждающая исполнение участником закупки контрактов, расторгнутых по соглашению сторон без применения к участнику закупки мер ответственности, является информацией, подтверждающей добросовестность такого участника. Однако не исключено, что свою правоту участнику закупки придётся отстаивать в суде.

Обоснование позиции:
Как следует из и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в случаях, предусмотренных указанными нормами, контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в установленном размере или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 данной статьи.
Согласно Закона N 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником контрактов в соответствии с любым из трех вариантов, предусмотренных указанной нормой, на свое усмотрение (смотрите в связи с этим разъяснения Минэкономразвития РФ в письмах от 07.12.2016 N Д28и-3260, от 08.11.2016 N Д28и-2911). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с Закона N 44-ФЗ. Указанная информация должна быть предоставлена участником аукциона при направлении заказчику подписанного проекта контракта ( Закона N 44-ФЗ).
Норма Закона N 44-ФЗ не позволяет определить, можно ли считать надлежащей для целей указанной статьи информацию о контракте, исполненном контрагентом добросовестно (без применения штрафных санкций), но в объеме меньше изначально предусмотренного контрактом, расторгнутым по соглашению сторон. Такие контракты имеют место в случаях, когда заказчик по объективным причинам утрачивает необходимость в полном объеме товаров, работ, услуг, изначально предусмотренном контрактом и закупочной документацией, - в этих случаях контракт расторгается по обоюдному согласию сторон (подробнее об этом смотрите, например, в ответе службы Правового консалтинга на Вопрос: Заключен контракт на поставку продуктов питания. Заказчик хочет его расторгнуть и заключить новый контракт на меньший объем с этим же поставщиком по этим же ценам. Можно ли расторгнуть контракт, не оплатив уже поставленную партию продукции?)
Как следует из Закона N 44-ФЗ, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, перечисленных в указанной части, в том числе приемку товаров, работ и услуг, их оплату, применение мер ответственности, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством. При этом в силу приведенной нормы исполнение контракта подразумевает приемку, оплату не только контракта в целом, но также отдельных этапов его исполнения (п.п. 1, 2 указанной нормы).
В соответствии с ГК РФ (напомним, что в силу Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается, помимо прочего, и на положениях ГК РФ) обязательство прекращается его надлежащим исполнением. При этом согласно ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора. Из сказанного следует, что изменение или расторжение договора (в том числе отказ от исполнения) возможно только в отношении действующих (не исполненных) обязательств. При этом очевидно, что нельзя изменить или расторгнуть договор, обязательства по которому исполнены в полном объеме.
Логика этих рассуждений лежит в основе выводов той правоприменительной практики, которая не признает в качестве информации, подтверждающей добросовестность контрагента, информацию о контрактах, которые в ходе исполнения были расторгнуты по соглашению сторон (как в связи с тем, что заказчик утратил необходимость в объемах поставляемого товара, выполняемых работ, что были указаны при заключении контракта, так и по иным причинам). Так, в решении УФАС по Санкт-Петербургу от 24.06.2016 N 44-2528/16 контролирующий орган не признал подтверждающей добросовестность участника информацию о контрактах, расторгнутых по соглашению сторон, при том, что по таким контрактам в единой информационной системе (далее - ЕИС) отсутствовали в полном объеме акты выполненных работ; выполненные работы по данным контрактам оплачены не полностью, а в ЕИС данные контракты имеют статус "Исполнение прекращено" (смотрите аналогичный вывод в решении УФАС по Мурманской области от 26.09.2016 N 06-09/РНП-51-64).
Вместе с тем отметим, что из приведенных общих норм гражданского законодательства об исполнении обязательств и исполнении договора не следует, что обязательства договора, расторгнутого по соглашению сторон, являются неисполненными. Согласование сторонами условия об исполнении обязательства не полностью, но в определенной его части не противоречит нормам РФ об исполнении обязательств ( ГК РФ) и соответствует принципу свободы сторон в определении ими условий договора ( ГК РФ). Исполнение же контракта для целей N 44-ФЗ, как уже было отмечено, подразумевает в том числе приемку, оплату отдельных этапов исполнения контракта ( , Закона N 44-ФЗ).
Как нам представляется, установление требования о предоставлении для целей Закона N 44-ФЗ исключительно контрактов, исполненных в первоначально согласованных объемах, противоречит смыслу указанной нормы. Ведь в ч. и Закона N 44-ФЗ речь идет о подтверждении добросовестности участника закупки, расторжение же контракта по соглашению сторон свидетельством недобросовестности одной из них очевидно не является. Более того, по общему правилу ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (абзацы третий и четвертый постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Российской Федерации"). Соответственно, отсутствие фактов применения неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, пусть и расторгнутым досрочно, свидетельствует в пользу добросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя).
Отметим также, что требование о предоставлении исключительно контрактов, исполненных в первоначально согласованных объемах, ограничивает конкуренцию, так как ограничивает число участников торгов, способных снизить цену контракта более чем на 25%, лишь теми, которые в течение указанных в Закона N 44-ФЗ периодов заключили и исполнили контракты в полном изначально согласованном объеме.
Такой формализованный подход может повлиять на последующие решения участников закупок по тем контрактам, объективная необходимость расторжения которых периодически возникает у заказчиков. Исполнители контрактов - потенциальные участники последующих закупок могут избегать расторжений по соглашению сторон и настаивать на удовлетворении фактически отсутствующей потребности заказчика, что, в свою очередь, будет противоречить таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок ( , Закона N 44-ФЗ), а кроме того принципам добросовестности исполнения обязательств в гражданских правоотношениях ( , ГК РФ).
Изложенные аргументы, на наш взгляд, свидетельствуют в пользу того, что к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится и информация, подтверждающая исполнение таким участником контрактов, которые были расторгнуты по соглашению сторон.
В заключение отметим, что сказанное является нашим экспертным мнением. К сожалению, судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось. За официальным разъяснением по данному вопросу рекомендуем обратиться в Минэкономразвития России или ФАС России. Не исключено также, что свою правоту участнику закупки придётся отстаивать в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.