Устное нар творчество презентация. Презентация "Фольклор-коллективное устное народное твочество

Фольклор-коллективное устное народное твочество. Малые жанры фольклора. - Что означает слово фольклор? - Что возникло раньше: фольклор или литература? - Кто являлся создателем фольклора? - Какие жанры фольклора вам известны? - Какие малые жанры фольклора вам известны?

  • Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит, Если веришь, стой и жди, А не веришь - выходи!
  • Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку грека - цап!
  • Волка бояться - в лес не ходить.
  • Висит груша – нельзя скушать.
  • Баю-баюшки-баю Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу Сашу не буди.
Термин "фольклор”, который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж. Томс, в переводе означает "народная мудрость”. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда - только словесное. Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства. Фольклорные произведения исполняли гусляры и скоморохи. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты - "ни в сказке сказать, ни пером описать”; формула повелевания - "встань передо мной, как лист перед травой”), постоянных эпитетов. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Мягко стелешь, да жёстко спать.
  • У страха глаза велики.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, часто имеет юмористический характер, в отличие от пословицы не имеет поучительного смысла.
  • «Голод не тётка, пирогом не накормит »
  • «Яйца курицу не учат »
  • «Назвался гру́здем - полезай в короб »
  • «Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт »
  • «Дорога́ ложка к обеду »
  • «Да, кудри извилин не заменят! »
Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
  • Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз-два-три-четыре, Мыши дернули за гири. Тут раздался страшный звон - Разбежались мыши вон.
  • За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке - теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни.
Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
  • У четырех черепашек четыре черепашонка.
  • Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
Загадка - иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.
  • Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет?
Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны
  • Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, Дам орехов кучу!
  • Морозушка-Мороз! Не тяни домой за нос, Не стучи, не балуй, А на окнах рисуй!
  • Огуречек, огуречек, Не ходи на тот конечек: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.
  • Тили-бом, тили-бом Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила, Бежит курица с ведром, Заливает Кошкин дом!
  • Три козы траву косили По лугам-лужочкам, По зелёным кочкам. Козушки молоденькие, Хвостики коротенькие.
Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится.
  • Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли! Прилетели журавли. Журавли-то мохноноги Не нашли пути-дороги. Они сели на ворота, А ворота - скрип-скрип... Не будите у нас Ваню - У нас Ваня спит, спит.
  • Ходит сон по хате В сереньком халате. А сониха под окном В сарафане голубом. Ходят вместе они, А ты, доченька, усни.
  • Баюшки-баюшки, Скакали горностаюшки. Прискакали к колыбели И на Машу поглядели. И сказал горностай: «Поскорее подрастай! Я к себе тебя снесу, Покажу тебе в лесу И волчонка, и зайчонка, И в болоте лягушонка, И на елке кукушонка, И под елкою лису».
Малые жанры фольклора:
  • Частушка, жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка юмористического содержания быстрого темпа исполнения.
  • Брату я работала - Едва я дни коротала, Попросила башмаки: «Сестра, не заработала!»
  • Побасёнка - разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.
  • - Фома, у тебя в избе тепло? - Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
  • Небылица рассказывает необычную, выдуманную, "перевёрнутую” картину жизни.
  • Жона была раскрасавица… за окошко зглянёт, так три дня собаки лают…
Найти определение жанра фольклора: Жанр фольклора Определение жанра
  • Пословица
  • Поговорка
  • Считалка
  • Частушка
  • Побасенка
  • Пестушка
  • Загадка
  • Небылица
  • Чистоговорка
  • Закличка
  • Иносказательное описание предмета с целью угадать задуманное
  • Разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.
  • Иносказание с дидактическим уклоном.
  • Короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка.
  • Небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.
  • Заклинательная песня, обращенная к явлениям природы.
  • Фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
  • Рассказывает необычную, выдуманную, "перевёрнутую” картину жизни.
  • Короткая юмористическая песня.
  • Устойчивое выражение, описывающее ситуацию или характер, не несущее поучения.
Определить задачи малых фольклорных жанров: Жанр Задачи жанра
  • Пословица
  • Поговорка
  • Считалка
  • Загадка
  • Побасёнка
  • Небылица
  • Потешка
  • Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.
  • Учит угадывать задуманное.
  • Весело учит различать действительность и фантазию, развивать воображение.
  • Кратко и точно оценить характеры и поступки людей.
  • Весело учит малыша жестам
  • Помочь весело распределить роли в игре.
  • Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

Слайд 1

Устное народное творчество
Выполнили ученицы 8 класса «А» МОБУ «СОШ №73» Короткова Мария Хайбулина Елена

Слайд 2

Русские забавы

Слайд 3

Слайд 4

Русский Национальный костюм

Слайд 5

Русские народные песни
У нас нонче субботея, Со деньгами любить можно, А на завтра воскресенье. От орехов зубы больно. Барыня ты моя, сударыня ты моя, Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а воскресение. А-а зубы больно. Ко мне нонче друг Ванюша приходил, От изюма губы сладки, Три кармана друг Ванюша приносил. Нельзя с милым целовати. Барыня ты моя, сударыня ты моя, Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а друг Ванюша приносил. А-а целоваться. Первый карма-ан со деньгами, Нельзя с милым целоваться, Второй карма-ан с орехами. Можно только обниматься, Барыня ты моя, сударыня ты моя, Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а с орехами. А-а обниматься, Третий карман со изюмом, Барыня ты моя, сударыня ты моя, Третий карма-ан со изюмом, А-а обниматься. Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а со изюмом.

Слайд 6

Русские народные танцы

Слайд 7

Русские народные праздники и обряды
Масленица Начинается за 56 дней до Пасхи Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. "Разгульная", "широкая" "обильная" Масленица - любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.

Слайд 8

Пасха Отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 7 мая). Великий двунадесятый праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений.

Слайд 9

Иван Купала 24 июня / 7 июля Один из праздников древнего земледельческого календаря, когда отмечается летнее солнцестояние и наивысший расцвет природы. По церковному календарю это праздник в честь рождества святого Иоанна Предтечи.

Слайд 10

Ильин день 20 июля / 2 августа День памяти ветхозаветного пророка Илии. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.

Слайд 11

Преображение (Яблочный Спас) 6/19 августа Великий двунадесятый праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими яблоками угощали больных и нищих.

Слайд 12

Рождество Христово 25 декабря/7 января Великий двунадесятый праздник христианской церкви, когда отмечается рождение Иисуса Христа. По крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста светового дня.

Елена Олесова
Презентация «Устное народное творчество в воспитании духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста»

Цель моей работы – духовно -нравственное развитие личности ребенка средствами его приобщения к ценностям русской народной культуры и освоения духовно -нравственных традиций русского народа .

Основные задачи духовно-нравственного воспитания :

Образовательные :

расширять знания об окружающем мире

совершенствовать речь;

обогащать словарный запас

Воспитательные :

формировать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближним;

воспитывать любовь и уважение к Родине (учитывая региональный компонент, своему народу , культуре, святыням;

воспитывать послушание , желание подражать благим образцам, жить по совести;

воспитывать гуманное отношение к животным и природе.

Развивающие :

развивать творческие способности ;

развивать познавательную активность, умение эмоционально общаться;

развивать воображение, мышление;

развивать интерес к народному фольклору .

5 слайд :

Актуальностью темы является то, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными , поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость . Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание формирует личность , благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды малого жанра :

Колыбельные песни;

Заклички;

Прибаутки;

Пословицы;

Поговорки;

Народные праздники ;

Народные игры ;

7 слайд :

Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. В них можно отчетливо увидеть то трепетное отношение любящей мамы к сыну или дочери, которое закрепляется в образных, рифмованных текстах. В них поется обо всем, что окружает малыша в первые месяцы и годы жизни. В них поется о животных и птицах, которые помогают матери убаюкивать малыша. Эти коротенькие песенки помогают ребенку познавать мир. Они становятся для ребенка первыми, а часто незабываемыми уроками заботы, терпения, доброты.

8 слайд :

В давние времена люди часто обращались к явлениям природы, призывали времена года, приветствовали солнышко, дождик и многое другое. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть закличками.

9 слайд :

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические

ценности. Прибаутками, потешками издавна пользуются для воспитания детей , особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо . С раннего детства ребенок откликается на потешки, прибаутки.

10 слайд :

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества . Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются . Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы.

Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

11 слайд :

Загадка - особенно интересная форма фольклора. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что они знакомят с радостью «мышления» , направляют внимание на предмет и явления, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений и предметов.

12 слайд :

Знакомя детей с народными праздниками , которые были частью труда и быта русского народа , дети получают возможность познакомиться с историей народа , с его укладом жизни и народной мудростью . На праздниках дети не только исполняют песни, но и слушают произведения русских композиторов. Это очень обогащает детский опыт, расширяет спектр эмоций. Дети учатся понимать оттенки эмоций : грусть мрачную и светлую, радость тихую и торжественную.

На протяжении веков народные игры сопутствуют повседневной жизни детей , вырабатывают жизненно важные качества : выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю :

они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера , силы воли, интереса к народному творчеству и развивает физическую культуру. В народных играх много юмора , шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками.

13 слайд :

Особое внимание в своей работе я уделяю сказкам.

Сказка – это эффективное средство воздействия на личность

ребенка. Она обучает, воспитывает , предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Великодушие, взаимопомощь, душевная щедрость выделяются в числе ведущих черт русского национального характера, эти черты ярко представлены в поступках главных сказочных героев. Слушая сказки, постепенно и естественно дети постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, отзывчивости и безразличия.

14 слайд :

В своей группе я организовала выставку совместных творческих работ по русским народным сказкам – «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Родители вместе с детьми приняли активное участие в выставке : сделали красивые поделки из пластилина, связали сказочных героев, проявили фантазию в изготовлении.

15 слайд :

Устное народное творчество в разных видах образовательной деятельности.

Я использую с детьми :

Лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Бабушка, бабушка испекла оладушки. Один Вареньке, один Коленьке…

Рисование – рисуем дождик, обыгрываем потешкой «Дождик, дождик пуще, будет травка гуще.»

16 слайд :

Конструирование – строим домик (теремок, использую пальчиковую гимнастику «На поляне дом стоит, ну а путь к нему закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем»

Инсценирование русских народных сказок – «Колобок, «Теремок» и т. д.

В физическом воспитании детей – гимнастика пробуждения «Ква-ква-ква- квакушки, В камышах лягушки! Мы открыли глазки, Мы потерли ушки - По-тя-гуш-ки. По-тя-гуш-ки. По-тя-гуш-ки.»

Использую в режимных моментах народные игры : «У медведя во бору» , «Кот и

мыши», «Каравай» , «Карусель» , «Солнышко и дождик» .

18 слайд :

Создала в группе художественно-речевой уголок с элементами устного народного

творчества : картотека потешек, скороговорки, загадки, настольно-печатные

19 слайд :

В своей работе я использую разнообразные формы работы с детьми :

Чтение художественных произведений;

Пальчиковые игры;

Дидактические игры;

Настольно - печатные игры;

Игры-драматизации;

Использование мультимедийных технологий в процессе организованной

деятельности;

Экскурсии;

Целевые прогулки.

Работа в детском саду должна быть продолжена и в семье, поэтому я применяю следующие формы работы с родителями :

Родительские собрания;

Анкетирование родителей;

Консультации;

Наглядные виды работы : картотека потешек, выставки творческих работ по

Совместные подготовки к праздникам;

Совместное разучивание произведение устного народного творчества (потешки,

колыбельные песни);

Помощь родителей детскому саду в изготовлении атрибутов.

21 слайд :

Спасибо за внимание!

Елена Олесова
Презентация «Устное народное творчество в воспитании духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста»

Цель моей работы – духовно -нравственное развитие личности ребенка средствами его приобщения к ценностям русской народной культуры и освоения духовно -нравственных традиций русского народа .

Основные задачи духовно-нравственного воспитания :

Образовательные :

расширять знания об окружающем мире

совершенствовать речь;

обогащать словарный запас

Воспитательные :

формировать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближним;

воспитывать любовь и уважение к Родине (учитывая региональный компонент, своему народу , культуре, святыням;

воспитывать послушание , желание подражать благим образцам, жить по совести;

воспитывать гуманное отношение к животным и природе.

Развивающие :

развивать творческие способности ;

развивать познавательную активность, умение эмоционально общаться;

развивать воображение, мышление;

развивать интерес к народному фольклору .

5 слайд :

Актуальностью темы является то, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными , поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость . Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание формирует личность , благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды малого жанра :

Колыбельные песни;

Заклички;

Прибаутки;

Пословицы;

Поговорки;

Народные праздники ;

Народные игры ;

7 слайд :

Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. В них можно отчетливо увидеть то трепетное отношение любящей мамы к сыну или дочери, которое закрепляется в образных, рифмованных текстах. В них поется обо всем, что окружает малыша в первые месяцы и годы жизни. В них поется о животных и птицах, которые помогают матери убаюкивать малыша. Эти коротенькие песенки помогают ребенку познавать мир. Они становятся для ребенка первыми, а часто незабываемыми уроками заботы, терпения, доброты.

8 слайд :

В давние времена люди часто обращались к явлениям природы, призывали времена года, приветствовали солнышко, дождик и многое другое. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть закличками.

9 слайд :

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические

ценности. Прибаутками, потешками издавна пользуются для воспитания детей , особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо . С раннего детства ребенок откликается на потешки, прибаутки.

10 слайд :

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества . Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются . Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы.

Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

11 слайд :

Загадка - особенно интересная форма фольклора. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что они знакомят с радостью «мышления» , направляют внимание на предмет и явления, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений и предметов.

12 слайд :

Знакомя детей с народными праздниками , которые были частью труда и быта русского народа , дети получают возможность познакомиться с историей народа , с его укладом жизни и народной мудростью . На праздниках дети не только исполняют песни, но и слушают произведения русских композиторов. Это очень обогащает детский опыт, расширяет спектр эмоций. Дети учатся понимать оттенки эмоций : грусть мрачную и светлую, радость тихую и торжественную.

На протяжении веков народные игры сопутствуют повседневной жизни детей , вырабатывают жизненно важные качества : выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю :

они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера , силы воли, интереса к народному творчеству и развивает физическую культуру. В народных играх много юмора , шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками.

13 слайд :

Особое внимание в своей работе я уделяю сказкам.

Сказка – это эффективное средство воздействия на личность

ребенка. Она обучает, воспитывает , предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Великодушие, взаимопомощь, душевная щедрость выделяются в числе ведущих черт русского национального характера, эти черты ярко представлены в поступках главных сказочных героев. Слушая сказки, постепенно и естественно дети постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, отзывчивости и безразличия.

14 слайд :

В своей группе я организовала выставку совместных творческих работ по русским народным сказкам – «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Родители вместе с детьми приняли активное участие в выставке : сделали красивые поделки из пластилина, связали сказочных героев, проявили фантазию в изготовлении.

15 слайд :

Устное народное творчество в разных видах образовательной деятельности.

Я использую с детьми :

Лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Бабушка, бабушка испекла оладушки. Один Вареньке, один Коленьке…

Рисование – рисуем дождик, обыгрываем потешкой «Дождик, дождик пуще, будет травка гуще.»

16 слайд :

Конструирование – строим домик (теремок, использую пальчиковую гимнастику «На поляне дом стоит, ну а путь к нему закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем»

Инсценирование русских народных сказок – «Колобок, «Теремок» и т. д.

В физическом воспитании детей – гимнастика пробуждения «Ква-ква-ква- квакушки, В камышах лягушки! Мы открыли глазки, Мы потерли ушки - По-тя-гуш-ки. По-тя-гуш-ки. По-тя-гуш-ки.»

Использую в режимных моментах народные игры : «У медведя во бору» , «Кот и

мыши», «Каравай» , «Карусель» , «Солнышко и дождик» .

18 слайд :

Создала в группе художественно-речевой уголок с элементами устного народного

творчества : картотека потешек, скороговорки, загадки, настольно-печатные

19 слайд :

В своей работе я использую разнообразные формы работы с детьми :

Чтение художественных произведений;

Пальчиковые игры;

Дидактические игры;

Настольно - печатные игры;

Игры-драматизации;

Использование мультимедийных технологий в процессе организованной

деятельности;

Экскурсии;

Целевые прогулки.

Работа в детском саду должна быть продолжена и в семье, поэтому я применяю следующие формы работы с родителями :

Родительские собрания;

Анкетирование родителей;

Консультации;

Наглядные виды работы : картотека потешек, выставки творческих работ по

Совместные подготовки к праздникам;

Совместное разучивание произведение устного народного творчества (потешки,

колыбельные песни);

Помощь родителей детскому саду в изготовлении атрибутов.

21 слайд :

Спасибо за внимание!

Русское

народное

поэтическое

творчество

г. Санкт-Петербург, 2010 г.


Русское

народное

поэтическое

творчество


  • Что такое фольклор?
  • Пословицы Поговорки Загадки Заклички Небылицы Считалки Пестушки
  • Пословицы
  • Поговорки
  • Загадки
  • Заклички
  • Небылицы
  • Считалки
  • Пестушки

Фольклор

Особый вид искусства - устное народное творчество.

Устное - означает передачу из уст в уста, то есть без записи текста. Особенностью фольклора является коллективное авторство, поэтому его называют творчеством народным.


Пословицы

Краткое изречение, содержащее народную мудрость. Пословицы обычно состоят из двух частей. В пословицах присутствуют признаки поэтической речи: ритм, рифма.

Б ез пословицы и речь не молвится. Ч тобы из ручья напиться, надо наклониться. Б лизок локоть, да не укусишь. Н а чужой сторонушке рад своей воронушке. Г де кто родиться, там и пригодиться. Ч ужбина - калина, родина - малина.


Поговорки

Образное высказывание. Обычно это часть пословицы или устойчивое сочетание слов. В отличие от пословицы не является законченным суждением.

П огнался за двумя зайцами. Р аботать спустя рукава. Т олочь воду в ступе. У бить двух зайцев. П равда глаза колет.


Хитрое описание предмета или явления. Название произошло от слова гадать - думать, рассуждать. В загадке есть художественный образ, помогающий найти правильный ответ.

К рашеное коромысло через реку повисло.

Ш ел долговяз, В сыру землю увяз.


Заклички

Детские песенки - обращения к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, к животным и птицам.

Р адуга-дуга, не давай дождя. Давай солнышко, колоколнышко.

Д ождик, дождик посильней, Чтобы было веселей, Мои гуси дома, Не боятся грома.


Небылицы

Веселые народные стишки для детей, в которых есть чепуха, нелепость, ерунда.

Е хала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Дубина выбегает с мальчиком в руках, А за ним тулупчик с бабой на плечах. Деревня закричала: «Мужики горят!» Сарафаны в бабах на пожар спешат.


Считалки

Считалка - небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре.

Т ара-бара Домой пора. Коров доить Тебе водить.

К онь ретивый, долгогривый, Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает, С нами в салочки играет.


Пестушки

Веселые народные песенки для развлечения и потешания маленьких детей.

Л адушки, ладушки. Где были? «У бабушки» Что ели? «Кашку». Что пили? «Бражку», Бабушка добренька, Кашка сладенька.

Е хали мы, ехали В город за орехами, По кочкам, по кочкам. Да в ямку бух! Раздавили сорок мух!


  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • О животных Волшебно-фантастические Бытовые
  • О животных
  • Волшебно-фантастические
  • Бытовые

Устный рассказ о вымышленных, небывалых событиях.

Народные сказки исполнялись особыми рассказчиками - сказочниками.

Сказка состоит из 3-х основных частей:

  • зачин (Жили-были, в некотором царстве…)
  • содержание сказки

(основные события сказки)

  • окончание (живут-поживают, добра наживают, и я там был………..…)

волшебные

  • Главный герой преодолевает необычные испытания.
  • Происходят различные чудеса.
  • Чудесные помощники (Серый волк, Сивка-Бурка,)
  • Волшебные предметы с необыкновенными свойствами («живая» вода, скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги скороходы)
  • Темные силы, страшные чудовища (Кощей- Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч).
  • Таинственное настроение.
  • Марья-моревна.
  • Морозко.
  • Царевна-лягушка.
  • Иван-царевич и серый волк.

о животных

  • Герои - животные
  • Волшебное условие (животные разговаривают, совершают человеческие поступки)
  • Сильный защищает слабого
  • Веселое настроение
  • Лисичка - сестричка и серый волк.
  • Кот и лиса.
  • Мужик и медведь.
  • Журавль и цапля.
  • Заюшкина избушка.
  • Герои - простые люди (солдат, мужик, работник, жена).
  • Действие происходит в обычной жизненной обстановке (в быту): в доме, на пашне, на стройке, на службе.
  • Случаются разные смешные ситуации.
  • Высмеиваются плохие черты характера.
  • Восторгаются умом, находчивостью главных героев.
  • Веселое настроение.
  • Каша из топора.
  • Лутонюшка.
  • Барин и мужик.
  • Жена-спорщица.
  • Иванушка-дурачок.
  • Ленивая жена.
  • Проверь себя

1. Слова «Жили-были…» в сказке это:

  • концовка основное содержание зачин
  • концовка
  • основное содержание
  • зачин

2.В каких сказках главными героями являются обычные люди?

  • в волшебных бытовых о животных
  • в волшебных
  • бытовых
  • о животных

3. Иван Царевич и серый волк это сказка

  • о животных волшебная бытовая
  • о животных
  • волшебная
  • бытовая
  • Русские народные песни
  • Календарно – обрядовые новогодние масленичные весенние семицко – троицкие жнивные
  • Календарно – обрядовые
  • новогодние
  • масленичные
  • весенние
  • семицко – троицкие
  • жнивные

Календарно–обрядовые песни связаны с традиционными обрядами, крестьянским трудом и временами года.

Они сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.

  • Колядовые
  • Весенние
  • Масленичные
  • Семицко-троицкие
  • Жнивные

новогодние

Зимние (предновогодние) песни – колядки. Колядование - праздничные обходы домов накануне Рождества с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания счастья, богатства, урожая.

П ришла Коляда

Накануне Рождества,

А дай бог тому,

Кто в этом дому.

Наделил бы вас господь

И житьем и бытьем

И богатством!


масленичные

Песня - зазывание широкой и щедрой Масленицы.

В песнях Масленицу славят, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна.

О й, да вот Масленица,

Ох, на двор въезжает. Да, широкая, на двор въезжает.

Да вот, Масленица, иди поскорее. Да, широкая, иди поскорее.

Д орогая наша масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, лента алая!


весенние

В веснянках призывали весну, тепло и расставались с зимой. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну».

Их не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши.

Ж аворонушки На соломушке, Прилетите к нам, Принесите нам Лето теплое, Соху, борону. Унесите от нас Зиму холодную, Нам зима надоела: Весь хлеб поела.


Семицко- троицкие

Летние песни исполнялись во время летних гуляний, на праздничной неделе (в Семик и Троицу).

В Семицко – троицких песнях центральное место отводится березке – главному дереву славян, символу тепла и жизни.

Б ерезонька кудрявая, Кудрявая, моложавая, Под тобою, березонька, Все не мак цветет, Под тобою, березонька, Не огонь горит… Красные девушки В хороводе стоят, Про тебя, березонька, Все песни поют.


Осенние песни связанные с началом, ходом и завершением жатвы. В этих песнях прославляли собранный урожай, благодарили женщин выходивших на ниву и убирающих урожай.

Жнивные песни пелись на отдыхе, при возвращении с поля, во время работы.

О х, и слава Богу,

Что жито пожали, Что жито пожали И в копны поклали, На гумне стогами, В клети закромами, А в печи с пирогами.


  • Проверь себя

1. Колядки это песни:

  • весенние рождественские жнивные
  • весенние
  • рождественские
  • жнивные

2.Какое дерево воспевается в семицко-троицких песнях?

  • липа осина береза
  • осина
  • береза

3. Жнивные песни относятся к

  • новогодним осенним весенним
  • новогодним
  • осенним
  • весенним

3. Какие песни пели-кликали взобравшись на пригорки?

  • колядки веснянки семицко-троицкие
  • колядки
  • веснянки
  • семицко-троицкие
  • Былины
  • Былины
  • Что такое былины? Герои былин Особенности языка (стилистика) «Богатырский» словарь Устаревшие слова (архаизмы) Художественная галерея
  • Что такое былины?
  • Герои былин
  • Особенности языка (стилистика)
  • «Богатырский» словарь
  • Устаревшие слова (архаизмы)
  • Художественная галерея

Песни - сказания о богатырях – защитниках своей родины, народных героях, сложенные в 9-13 веках в Древней Руси. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город. Былины исполнялись торжественно, медленно, нараспев.

В былине можно выделить три части:

  • запев
  • зачин
  • концовка

Главные герои былин – русские богатыри. Основная черта былинных героев – любовь к родной земле. Герои былин отличаются невероятной силой, благородством, храбростью, воинской доблестью, мудростью.

  • Древнейшие былины

герой Святогор

  • Киевские былины -

герои Добрыня Никитич

и Алёша Попович.

  • Владимиро-Суздальские былины

герой Илья Муромец.

  • Новгородские былины

герои Садко и Василий Буслаевич


стилистика

  • Повторы (далече-далече, давным-давно, биться-ратиться)
  • Гиперболы - преувеличения (… « положил их до тысячи»…)
  • Эпитеты - красочные определения(славный богатырь, буйна голова, слезы горючие, чудище поганое, добрый конь).
  • Уменьшительно - ласкательные суффиксы (головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка)
  • Уничижительные суффиксы (Угрюмище, Игнатьище, царище Батуище, Угарище)
  • Метафоры, сравнения (… «прилетела ко мне старость со чиста поля»…)
  • Колчан - футляр для стрел.
  • Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец.
  • Палица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
  • Ножны - футляр для меча или кинжала.
  • Шлем - воинский доспех, защищающий голову.
  • Сбруя - принадлежность

для упряжи.

  • Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел.

архаизмы

  • Стольный город - столичный город
  • Прямоезжая дорога - прямая дорога
  • Заколодела дорога - дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)
  • Лазоревый - голубой, красивый
  • Величать - называть или прославлять
  • В особину - отдельно
  • Воспеть - прославить в песне
  • Сафьяновый - сделанный из тонкой и мягкой овечьей кожи, специально выделанной и окрашенной в яркий цвет

Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926 г.)

«Богатыри»


Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927 г.г.)

Сказитель былин Никита Богданов


Илья Ефимович Репин (1844 – 1930 г.)

Садко в подводном царстве


  • Проверь себя

1. Былины относятся к жанру

  • фольклор авторское произведение
  • фольклор
  • авторское произведение

2.С чего начинаются былины

  • зачин запев
  • зачин
  • запев

3. Вид богатырского оружия – палка с утолщением на конце

  • колчан палица
  • колчан
  • палица

3. Город откуда родом Садко?

  • Новгород Киев
  • Новгород

4. Устаревшие слова

  • архаизмы эпитеты
  • архаизмы
  • эпитеты

4. Герой былин Киевского цикла

  • Илья Муромец Святогор
  • Илья Муромец
  • Святогор

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №10»

Государственного учреждения

«Отдел образования акимата Житикаринского района»

УСТНОЕ

НАРОДНОЕ

ТВОРЧЕСТВО

Предметная область: Начальные классы.

Выполнила: Рогачева Вера Викторовна

учитель начальных классов

г. Житикара

2015г .


УСТНОЕ

НАРОДНОЕ

ТВОРЧЕСТВО

ФОЛЬКЛОР


Заклички

Потешки

ЖАНРЫ

устного народного творчества

Небылицы

Сказки

Скороговорки

Считалки


Считалка

Дразнилка.

Небылица.

Скороговорка.

  • Кто ты будешь?
  • Елизар.
  • Куда едешь?
  • На базар.
  • Что везешь?
  • Грош.
  • Что купишь?
  • Блин.
  • С кем съешь?
  • Один.
  • Не ешь один, не ешь один.

Считалка

Закличка.

Небылица.

Скороговорка.

Дождик, дождик, пуще!

Будет сено гуще!

  • Дождик, дождик, поливай!

Вкусный будет каравай!


Угадай жанр устного народного творчества.

Считалка

Дразнилка.

Небылица.

Скороговорка.

Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке,

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик - овёс,

Лошадь села в сани, а мужик – повёз.


Угадай жанр устного народного творчества.

Считалка

Дразнилка

Небылица

Скороговорка

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре.

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мышки вон!


Угадай жанр устного народного творчества.

Считалка

Дразнилка.

Небылица.

Скороговорка.

Ходят по двору Часы Хвост невиданной красы. Ноги голенасты. До чего горласты. Солнце будят!


Угадай жанр устного народного творчества.

Считалка

Дразнилка.

Небылица.

Скороговорка.

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.


Угадай жанр устного народного творчества.

Пословица.

Дразнилка.

Небылица.

Скороговорка.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.









Что за прелесть эти сказки!

Расположи части сказки по порядку.

Присказка

Зачин

Концовка

Вот диво - так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает.

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были царь с царицею.

После того они жили долго и счастливо.


Определи вид сказки

Сказки о животных

Бытовые сказки

Волшебные сказки

Лиса и муравей.

Сивка - бурка

Айога.



Проверь себя

а) Сказки.

б) Фольклор.

в) Пословицы.

а) Небылицы.

б) Потешки.

в) Считалки.

а) Небылицы.

б) Потешки.

в) Считалки.

в) Считалки.

б) Чистоговорки.

а) Пестушки.

а) Сказка.

б) Приговорка.

в) Пословица.

в) Сказка.

а) Небылица.

б) Загадка.

в) Сказка.

а) Небылица.

б) Загадка.


Проверь себя

1. Произведения, созданные народом и передающиеся из уст в уста, называются:

б) Фольклор.

2. Шуточные стихи, которые сопровождают игры детей, называются:

б) Потешки.

3. Стихотворения устного народного творчества, в которых описанные события

не могли произойти в жизни, называются:

а) Небылицы.

4. Эти рифмованные строчки можно использовать в работе над произношением:

б) Чистоговорки.

5. Краткое мудрое изречение, которое наставляет и поучает людей, называется:

в) Пословица.

6. Произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета

или явления описываются их признаки или действия, называется:

б) Загадка.

7. Устный занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях

людей, зверей, предметов, называется:

в) Сказка.



  • В.К.Павленко, А.Н.Саржанова Литературное чтение.

Учебник для 2 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2013.

  • https://www.youtube.com/watch?v=qrhja4M-ZD8 .
  • https://www.youtube.com/watch?v=bXTRXp3avDg .
  • https://www.youtube.com/watch?v=Yo1IvzOSRVA&list =PLnDAIElJDnbvaESpITb3Y-8D7_a8SF7WL&index=5
  • https://www.youtube.com/watch?v=9_NGY8k5rEI
  • https://www.youtube.com/watch?v=CnY8W46pUA8
  • http://yandex.kz/images/search?rdrnd=94170&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-

923-pd-1-wp-5x4_1280x1024&img_url=http%3A%2F%2Fimg12.nnm.ru%2F1%2Ff%

2Fb%2Fe%2Fc%2F274e78fed3fa8f3256ef02e3e23.jpg&_=1426097709040&suggest_

reqid=59146322141829541276613333521537&viewport=wide&text=%D0%BA%D0%

B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%

D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1

%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC

%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%

B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&pos=22&rpt=simage&redircnt=142609842 6.1

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

"Устное народное творчество" "Малые жанры устного народного творчества"

Фольклор Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Фольклор – это пословицы, песни, сказки,частушки,загадки,потешки,небылицы,поговорки,прибаутки,пестушки.

Колыбельные песенки Баю-бай, котенок мой Спи, усни, ребенок мой... Вот тебе под спинку - Мягкую перинку Сверху на перинку - чистую простынку. Вот тебе под ушки - белые подушки, Одеяльце на пуху и платочек наверху... Баю-бай, котенок мой, Спи-усни, ребенок мой!

Потешки Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками - топ-топ, Глазками - хлоп, хлоп. - Кто каши не ест, молока не пьет - Забодаю, забодаю, забодаю. Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - мама Этот пальчик - папа Этот пальчик - я Вот и вся семья!

Прибаутки А лады, лады, лады, Поехали на зады. Продали морковку, Купили коровку. А коровка с кошку - Доят понемножку! Во саду ли, в огороде Там бежит собачка. Ножки тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой, Зовут ее Жучкой.

Пестушки Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Деткам спать не даешь? - Ножки вы, ножки! Куда вы бежите? - Побегу по бору Тебе ягод наберу: Черну черничку, Алу земляничку.

Заклички Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого. Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек.

Небылицы На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает. У козла в бороде Живут две лягушки, На спине сидит медведь, Держится за ушки.

Приговорки Мотылек- витилек, Принеси нам ветерок: От ворот в поворот Гнать кораблик в ручеек. Солнце обогрело, Лето повелело: Трижды окунуться, Нырком пройти, Из-под воды вон уйти.

Считалки Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы - Ты пойди-ка, поводи! Ехала белка на тележке, Раздавала всем орешки: Кому два, кому три - Выходи из круга ты!

Жеребьевка Роза или мимоза Орел или решка

Загадки Стучат, стучат - не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы) Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, на Новый Год я главная. (Елка)

Описательные загадки Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверёк такой? Ответ:Котик По полю скачет - ушки прячет, Встанет столбом - ушки торчком. Ответ: Заяц.

Пословицы Для дружбы нет расстояния. Азбука - к мудрости ступенька. На деньги ума не купишь. Сильный победит одного, знающий тысячу.

Поговорки Слово не воробей: вылетит, не поймаешь. Для матери ребенок до ста лет детенок. Счастье и труд рядом живут. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Русская народная сказка Сказка-жанр устного народного творчества имеющие фантастическое содержание и опирающийся на прочную реалистическую основу. Виды сказок: о животных, волшебные, бытовые.

Сказки о животных "Лиса и журавль" "Зимовье зверей" " Кот,петух и лиса" и д.р.

Сказки волшебные "Летучий корабль" "Гуси лебеди" "Сивка Бурка"

Сказки бытовые "Каша из топора" "Муж и жена" "Как мужик у барина обедал"

Былины Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие,либо примечательный эпизод русской истории. Русские народные былины: " Добрыня и Алёша" "Добрыня и Змей" "Илья-Муромец и Калин-царь" "Илья-Муромец и Соловей-Разбойник" и д.р.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Презентацию на тему "Народное творчество" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 35 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК САМОБЫТНОЙ КРАСОТЫ

Учитель ИЗО и МХК МОУ СО Богдановской школы Синебрюхова Т.В.

Слайд 2

Слайд 3

История художественной культуры любого народа имеет некое условное начало, от которого тянутся нити в будущее. Есть такая точка отсчета и у русского искусства: со знаменательного 988 г. - Крещения Руси начинается интенсивное развитие архитектуры, живописи, литературы, музыки. Но зададимся вопросами: какое место художественное творчество занимало в более ранние эпохи? Стерлись ли со временем из памяти народа те художественные образы, что родились в недрах канувшей в лету дохристианской цивилизации? Что знаем мы сегодня о той духовной культуре, что сформировала поколения людей, сумевших всем сердцем принять христианское вероучение и вытекающую из него сложнейшую систему храмового православного искусства?

Слайд 4

Дохристианский период истории славянской культуры можно назвать мифологическим. Миф - один из способов постижения окружающей действительности, совокупность символических представлений о мире. По древним верованиям жизнь человека представляется включенной в бесконечный водоворот природы, не имеющий высшего духовного смысла. Люди наивно полагали, что без их участия не взойдет солнце, не придет благодатное тепло, не выпадет долгожданный дождь. Поэтому основой культурной жизни мифологической эпохи стал обряд - театрализованное действо, в котором сплетались воедино слово, жест, танец, музыка. В современной науке этот синтез получил название «первобытный художественный синкретизм».

Слайд 5

Слайд 6

Мифологические представления об устройстве вселенной неизбежно породили языческую религию. Древние славяне придумали множество богов. Им, жителям «жалких хижин», приходилось, отвоевывая жизненное пространство, искать покровительства у солнца, воды, деревьев, камней, реальных и фантастических животных, символические изображения которых в виде бронзовых, глиняных, каменных, деревянных истуканов были разбросаны по всем славянским землям. Они олицетворяли грозные, неподвластные человеческой воле, чуждые милосердия силы природы. Современный ученый Б.А. Рыбаков выделил следующую периодизацию в истории самых древних славянских верований: Первоначально славяне клали требы упырям и берегиням (т. е. приносили жертвы). Затем они начали трапезу ставити Роду и роженицам (тоже приносить жертву). Впоследствии славяне стали молиться главным образом Перуну (сохраняя веру и в других богов). Из этих строк становится очевидным, что славяне уже, на ранней ступени своего развития ощутили наличие в окружающем их мире действия двух противоположных начал - добра и зла. Добро людям несли берегини (от слова «беречь», «оберегать»). Злое начало - это духи, вампиры, упыри, оборотни, наносящие вред человеку. Против них составляли заговоры, носили амулеты - обереги.

Слайд 7

С развитием дружинного военного дела возник культ бога Перуна - повелителя громов, молний, военных действий. Почитались и другие божества - бог Солнца-светилы Хоре, податель небесных благ Даждь-бог, бог-сеятель и небесный посланец Симаргл, бог ветра и воздушной стихии Стрибог, богиня плодородия мать сыра земля Макошь (Мокошь) и др. Были и низшие мифологические существа, порой чрезвычайно вредные для человека божества, - леший и водяной, домовой и банник, русалка и кикимора, а также страшные существа, несущие людям горе, смерть, болезни, - Мара, Морена, Лихо, Кощей, Баба-яга. С языческими богами «общались» в специально отведенных культовых сооружениях - капищах. Славянские боги не имели «биографий», их облик был весьма неопределенным. Нередко одно и то же божество почиталось в разных племенах по-разному. Поэтому сегодня ученые затрудняются в определении «имени» того или иного изображения.

Слайд 8

Антиномия добра и зла, столь рано прочувствованная нашими предками, оказала определяющее влияние на становление славянской мифологии. Естественное противопоставление жизни и смерти, счастья и несчастья влекло за собой более сложную символику, двоичность образов. Например, в основе многих пословиц, поговорок, ритуалов, примет, сохранившихся вплоть до наших дней, лежит противопоставление «правого» и «левого». Со временем это вылилось в представление о Правде на небе и Кривде на земле. Сочетание «верха» и «низа» также имело глобальный космический смысл. Весьма существенной была двоичная символика «свой» - «чужой». Например, «своими» считались родные по крови люди, «чужими» - все прочие (вечная неприязнь мачехи к падчерице). Или «своим» был родной дом, лес же - признак враждебного, «чужого» начала (противопоставление ребенка - Бабы-яги). Примеры «двоичного» мышления можно продолжить, если обратиться к одному из самых ярких явлений мифологической художественной культуры - русской народной сказке, в особенности - сказке волшебной.

Слайд 9

У этого древнейшего жанра устного народного творчества есть свои особенности. Начинается сказка с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-то (например, царь посылает сына за жар-птицей). Далее происходит чудо - встреча героя с помощником или волшебником, облегчающим достижение цели (вспомним, что и в пушкинской поэме «Руслан и Людмила» происходит чудесное знакомство главного героя с волшебником Финном). В ходе повествования есть своя кульминация - поединок героя со злыми силами (Соловьем-разбойником, Змеем Горынычем, Бабой-ягой и др.). Нередко в сказках звучат мотивы родства людей и животных, рассказывается о браке человека с тотемным существом (например, с Царевной-лягушкой). Как правило, эти тексты несут отпечаток доброго и оптимистического взгляда на мир, формируют чувство справедливости, уверенности в торжестве правого дела, победе добра над злом - ведь кончаются сказочные повествования счастливой развязкой.

Слайд 10

И.Я. Билибин. Илья Муромец и Святогор

И.Я. Билибин. Илья Муромец и Соловей Разбойник.

Слайд 11

Слайд 12

Вместе с тем очевидно, что в волшебных сказках запечатлелись нравственные установки жизни славянина-язычника. Ради поставленной цели сказочный герой готов нарушить любые законы, силой, хитростью, обманом преодолеть любые преграды, не слишком задумываясь о цене пролитой крови своих противников. В воображаемой мифологической картине жизни славянина-язычника человеческая личность не представляла особой ценности.

Слайд 13

Слайд 14

И главным свидетельством духовной и творческой одаренности древних славян, их устремленности к красоте и гармонии является народная песня - бесценное достояние русской национальной культуры. Самые древние образцы музыкального фольклора исследователи называют обрядовыми. Эти песни входили в обряды, приуроченные либо к определенному времени года, либо к жизненно важному событию (рождению ребенка, свадьбе и др.). В соответствии с этим обрядовый фольклор подразделяется на календарный и семейно-бытовой.

Слайд 15

Содержание календарных песен тесно связано с трудом славянина-земледельца, любившего свою землю и молившего богов послать хороший урожай. На протяжении веков землепашцы исполняли одни и те же обряды, соответствующие народному календарю: зиме, весне, лету, осени. В каждый из праздников совершались определенные ритуалы, и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель этих действ была одна - способствовать жизненному благополучию крестьян. Цикл календарных обрядов начинался зимой. 25 декабря по старому стилю считалось «поворотом солнца на лето». В этот день открывалась череда веселых праздников, в период которых было принято колядовать - рядиться в «карнавальные» одежды (вывороченные тулупы, солому и др.) и ходить по дворам соседей, выпрашивая подарки. Колядование появилось как обряд чествования языческого бога Коляды. Со временем забыли, кто такой Коляда, сам же обряд сохранился и в христианские времена, в деревнях он встречается и сегодня. Как правило, колядуют на Святки с Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) до Крещения (6 января по старому стилю) и поют песни.

Слайд 16

Хороводные песни - одни из самых древних. В деревнях водили хороводы на протяжении почти всего года - и на Святки, и на Масленицу, и после Пасхи. Пожалуй, самыми распространенными были хороводы-игры, когда одновременно с движением разыгрывался какой-то сюжет. При игре участники хоровода становились в круг, внутри которого один или несколько «артистов» исполняли незамысловатые пьесы в лицах. Распространены были хороводы-шествия, когда участники парами или группами, двигаясь мерным шагом, шли вокруг села. Впрочем, любое движение молодежи всегда переходит в пляску, что и происходило в плясовых хороводах, зажигательный и удалой характер которых русский народ определял словами «цепочка», «гребешок», «заплетение и расплетение плетня».

Слайд 17

В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялись пением так называемых подблюдных песен. Это означало, что наступала пора святочных гаданий, таинственных, полных ожидания чудес. Гадания были разными, забавными и серьезными одновременно. Чаще всего гадали на воде, которую наливали в чашу, затем опускали туда мелкие вещи, накрывали платком и... затягивали подблюдную песню, слова которой как бы предсказывали судьбу. Одной из наиболее старых подблюдных песен является знаменитая «Хлебна слава», не раз привлекавшая внимание русских композиторов. В святочные вечера в деревнях особенно часто устраивались посиделки (поседки, посиденки, супрядки, беседы, вечерки, вечеринки). В них принимали участие юноши и девушки, достигшие брачного возраста, т. е. 14-16 лет. На посиделках пели песни, водили хороводы, плясали. Нередко ради потехи рядились в шкуры животных и у страивал и спектакли, высмеивающие ленивых, нерадивых, скупых или слишком робких людей.

Слайд 18

С незапамятных времен известны на Руси обряды Масленицы - проводов зимы. В христианском календаре Масленица совпадала с последней неделей перед Великим постом. Ее называют мясопустной, так как в эти дни церковный устав предписывает готовиться к постному периоду и воздерживаться в еде от мяса. В период Масленицы в жизни людей царил дух праздника, развлечений, бесшабашной удали. В соответствии с древними взглядами, крестьяне славили солнце, весну, наступление тепла. Они верили, что своими песнями помогают солнцу «продвинуться по кругу», приблизить приход весенних дней. Каждый день Масленицы имел свое название и ритуальное значение: понедельник - встреча Масленицы, вторник - заигрыши, среда - лакомства, четверг - разгул, широкая Масленица, пятница - тещины блины, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы Масленицы. В последний день праздника люди просили друг у друга прощения, и по христианскому обычаю само воскресенье называлось «прощеным». Веселье на Масленицу было повсеместным. Люди катались на тройках и на санях с ледяных гор, играли во взятие снежных городков, устраивали кулачные бои. Красочная беззаботная Масленица была символом достатка, радости, сытой жизни. Поэтому всю неделю люди ходили друг к другу в гости, ели блины, пироги, яйца. Масленичные песни были то светлыми, радужными, то грустными, словно выражающими сожаление о том, что прекрасный праздник, так быстро пролетел. В день проводов соломенное чучело Масленицы вывозили за деревню и под радостные крики и веселое пение сжигали. Так отмечали конец зимы.

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Весну-красну в старину завлекали песнями-веснянками. Сами же весенние обряды начинались со дня весеннего равноденствия - 22 марта, когда земля освобождалась от снега. В древности люди верили, что весну приносят птицы, которые из дальних краев прилетают с наступлением тепла. Поэтому многие ритуалы были связаны с образами птиц: их пекли из теста, лепили из глины и соломы, поднимали к небу и одновременно исполняли веснянки, заклиная солнце. В обрядах праздников Троицы и Семика удивительно органично переплелись древние языческие и христианские образы. Семик - седьмой четверг после первого весеннего полнолуния (т. е. после Пасхи) считался праздником земли, плодородия, продолжения рода человеческого. Раньше семицкую неделю называли русальной и символом ее была молодая березка. В русальную неделю ходили на могилы, поминали предков. Не случайно и поныне в субботу перед Троицей поминают родителей (родительская суббота). Оканчивалась семицкая неделя днем Святой Троицы (Пятидесятницы). В этот день (пятидесятый со дня Вознесения Христа) праздновали великое событие в истории христианства - сошествие Святого Духа на апостолов. Дохристианские семицкие обряды исполнялись под украшенными березками и сопровождались пением ритуальных песен. Девушки плели венки и бросали их в воду, гадали, водили хороводы. Семицкие песни воспевали природу, будущий урожай, счастье и любовь.

Слайд 24

Слайд 25

В летний период года главные обряды были связаны с днем Ивана Купалы. Купало - название древнего божества Ярилы-солнца, рождение которого праздновалось в последний день летнего солнцестояния - 24 июня. В христианские времена к названию было присоеди­нено имя Иоанна Предтечи, сам же праздник в народе стал называться Ивановым днем. Люди считали, что на Иванов день наступает буйное цветение всей растительности, ночью же раз в году распускается цветок папоротника. И летит-буйствует над землей в это время великая нечистая сила, властвуют колдуны и ворожеи, оборотни и домовые, лешие и русалки. Они грозятся извести род человеческий, и единственным спасением от дьявольских наваждений является... огонь. И жгли в купальскую ночь по всей Руси ритуальные костры, прыгали через них, купались в реках и озерах, рисовали на своих домах и воротах кресты. Поэтому купальские песни таинственно-мистичны и отличаются от других обрядовых мелодий несколько мрачным характером, строгостью, торжественностью.

Слайд 26

Рождение, вступление в брак, смерть - естественны для любого человека. В Древней Руси эти события породили огромную и прекрасную по своим художественным достоинствам область музыкального фольклора - семейно-бытовые песни. Они не знали географических или социальных барьеров и были любимы во всех слоях российского на селения, в деревнях и городах. Свадьбы на Руси игрались в определенное время года, свободное от неотложных крестьянских дел. Обычно после осеннего сбора урожая, перед Рождеством, на Масленицу, на Красную горку (через неделю после Пасхи).

Слайд 27

Обрядовые действия русской свадьбы были необычны. Это своеобразный спектакль, в котором нет зрителей, все - участники, у каждого своя роль. Начинался обряд сватовством в доме невесты. Здесь главную роль исполняли сваты, в шутливой, иносказательной форме расхваливающие достоинства жениха, его трудолюбие и богатство. Во время сватовства ели, пили, пели застольные песни. После смотрин и сговора (когда били по рукам, договорившись о размере приданного и расходах на свадьбу) был девичник - самая лирическая часть свадебного обряда. На девичнике невеста плакала и прощалась с родными и подругами. Здесь звучало много задушевных песен, сменявшихся шутливыми корильными (подруги укоряли невесту, что она их покидает) и неспешными величальными. В день свадьбы жених «выкупал» невесту и молодые ехали в церковь венчаться. Затем следовал многодневный щедрый свадебный пир, наполненный песнями, танцами, хороводами, играми. Мелодии сменяли одна другую, но строго в соответствии с неписаными правилами обряда, т. е. всегда к месту. Песни были разные, и все же среди них выделяется особый по выразительности жанр народного творчества - свадебный плач-причитание. Причитала обычно невеста, прощаясьv отцом-матерью, с милыми подругами, с беззаботным временем. Ведь впереди у нее была неизвестная жизнь в чужом доме и, как. правило, тяжкий труд.

Слайд 28

Очень древними были плачи по умершим. В похоронной обрядности дохристианской поры отразились взгляды на загробную жизнь как на продолжение земной жизни в ином мире. Поэтому умершего старались обеспечить всем необходимым, воинов, например, хоронили с оружием. Правда, покидать эту землю никто не торопился. Люди верили, что, оплакивая умерших, они отодвигают момент собственной кончины. Тексты похоронных оплакиваний близких очень вы разительны. Эмоциональная сторона песен-плачей была предельно насыщенной порой экстатичной. Плачи отличались высокой художественной красотой и носили характер напевного речитатива. Сначала быстрым говором произносилась основная часть текста почти на одной звуковой высоте. В конце же фразы следовало горестное «падение» мелодии вниз на терцию или кварту. Создавалось впечатление, что плач передает то тоскливую, то взволнованную речь, перемежающуюся с рыданиями... Голошение можно считать самой древней формой сольной женской лирики. В основе голошения обычно лежит краткая попевка, которая повторялась и варьировалась на протяжении всего рассказа об умершем.

Слайд 29

Плачи были особым, самостоятельным видом народного творчества, обладающего высокоразвитой системой средств выразительности. Об этом свидетельствует такой совершенный в поэтическом отношении памятник, как плач Ярославны из «Слова о полку Игореве»: Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая? «Светлое и трижды светлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно. Зачем, господин, простерло ты горячие свои лучи На воинов моего милого? В поле безводном жаждою им луки согнуло? Горем им колчаны заткнуло?» (Перевод Д. С. Лихачева)

Слайд 32

Боян - великий древнерусский сказитель, лицо вполне реальное историческое. Этот легендарный певец был родоначальником древнерусской певческой школы и заложил основы героического эпоса. С особой силой воплотился музыкально-поэтический гений русского народа в жанре былины. Былина (или старина) повествует о том, что «было»: о важнейших моментах государственной жизни, об исторических событиях, о могучих богатырях. Правда, историческая действительность в былинах всегда преломлялась как бы сквозь призму поэзии. К тому же в былине весьма сильны были элементы сказок, преданий, фантастики. В центре событий былины - главный герой, который попадает и самые необычные ситуации. Он борется с полчищами врагов, показывает чудеса храбрости и при этом являет пример высокой нравственности, отстаивая справедливость.

Слайд 33

Рождаются былины, повествующие о борьбе против ордынского ига, рассказывающие о новых путешественниках, о возникновении казачества на Днепре, Дону и Волге. Пелись былины но всей Руси, и были они столь же древними, как и обрядовые песни. Это не означает, что в музыкальном фольклоре не было иных, более поздних жанров. Например, в XV-XVI вв. родилась протяжная песня и первоначально исполнялась исключительно женщинами. В этих песнях речь обычно шла о любви, браке, неверности возлюбленных, тяжелой женской доле. По богатству образов, силе эмоций и красоте музыки протяжная песня не имеет равных. Круг тем, влияющих на содержание лирических песен, необычайно широк. Семейный быт, замужество, любовь, ревность, смерть - все это становилось предметом музыкального осмысления. В тематике лирических песен не было открытий, многие «сюжеты» встречались и ранее в обрядовых жанрах. Однако в лирической песне сформировался новый, особый музыкальный мир, словно передающий необъятные просторы Руси и глубину чувств русского человека. Мелодии лирических песен неповторимы, они отличаются большой протяженностью, широким дыханием, интонационной выразительностью. Именно с лирических протяжных песен начинается в народном творчестве расцвет знаменитого русского многоголосия! Элементы полифонии можно обнаружить и в других, более ранних жанрах, однако в лирической пеоне хоровое народное многоголосие достигает своей вершины.

Слайд 34

С XV в. рождение новых видов народного пения сочетается с переосмыслением старых. В их числе особый род народного эпоса - исторические песни. Многие из них посвящены великим событиям в истории нашего государства, например Куликовской битве. В отличие от былин, в исторических песнях нет места фантазии или вымыслу. Герои исторических песен, как и те события, о которых поется в них, реальны. Наиболее ранние исторические песни посвящены событиям царствования Ивана Грозного (о взятии Казани, о покорении Сибири Ермаком и др.). Наивысшего расцвета историческая песня достигает в XVII в., ког­да происходит резкая смена культурных ориентиров и ломаются привычные средневековые нормы жизни. Записи же песен того времени дошли до нас лишь в вариантах XVIII в., поэтому многие напевы, существовавшие в устной традиции, следует считать безвозвратно утерянными. И все же народная память донесла до нас многие прекрасные древние песни. А в XIX в. народное искусство стало той великой силой, что помогла русской музыке создать свою бесценную классику. «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем», - сказал М.И. Глинка. Его слова - не дань моде, а откровенное признание достоинств русской народной музыки и гениальности ее многочисленных безвестных творцов.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.