Гжель детские работы. Гжельская роспись: особенности, виды росписи гжель, цвета и элементы

Елена Улимова

Фарфоровые чайники,подсвечники,часы,

Животные и птицы невиданной красы

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее названье -Гжель .

Гордятся в Гжели жители небесной синевой

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную,что сердцу так мила,

Кисть мастера на глину легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

ЕЕ трава шелковая,ее цветы весенние

И мастерство волшебное достойно восхищения!

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай! «Если птицей взмыть над Гжелью ,увидишь : на суходолах светлыми борами встали сосны, в низинах чащами растёт ель, в тёмную хвою весёлыми пятнами вкраплены берёзовые и осиновые островки, а в лесах, как плешины в густом меху, - поля.


Если кротом порыться в земле,узнаешь : земли гжельские тощи , для хлебопашества малопригодны - песок да глина. И хотя сеют крестьяне рожь, овёс, гречиху и просо, но скудные собирают урожаи. Хорошо во Гжели только картошка родится, крупная и рассыпчатая.

И захожий человек удивится, послушав как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает,не выдерживает захожий :

Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка ? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там.

Но гжельцы замахают на чужака руками,договорить не дадут - все в один голос :

О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной.

И замолчит чужак, и невдомёк ему : как это люди глиной кормятся?»

А. В. Перегудов «В те далекие годы»


Что такое Гжель .

Край фарфорового чуда,

А кругом него – леса…

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки , расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель» , т. е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви. Помните Боярыню Морозову на картине Сурикова, её двуперстное крестное знамение. Так до сих пор и крестятся старообрядцы, в т. ч. и в (о) Гжели . Старообрядцы там живут и до сих пор.


Церкви невероятно красивые, такой архитектурный стиль специалистами почему-то называется «византийским» . Они строгие и лаконичные, но очень русские. По дороге проезжали мимо сине-белого чуда - часовни отделанной гжельскими изразцами . Такое я увидела в первый раз.

Гжель – название народного «сине-белого » промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся , кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни (перечисляю по ходу движения) : Трошкво, поворот направо - Глебово и Фенино; Речцы, снова направо - Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; налево - Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно,что правильно говорить : поехать не «в Гжель » , а «во Гжель » .

Гжельская волость в к . 18в.в одной из ревизских сказок описывалась так : «Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…»

Своё понимание Гжели могу также выразить в трёх словах – это глина, мастера и особая техника росписи.


История промысла.

Начиналось всё с глины.Сама природа одарила эту местность : здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на его поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Тяжёлое это дело и грязное. Копали ямами или "дудками". Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, либо позднее артели. Всем хотелось напасть на «жилу» . Глина залегает прослойками, между глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают «несколько сажен толщины» . Различают несколько сортов глины. Первый слой это глина простая красная - «ширёвка» ; далее «пушнина» - жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая глина – «мыловка» , которая используется для изготовления фарфора и фаянса.


Да поди ж ты докопайся лопатой до хорошей глины. «Пушнины» накопали и то дело. Домой приташшыли, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, разувлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили руками. Далее завертел мастер гончарный круг,положил шматочек глины и чего-только из-под умелых рук не выходит : молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы - кувшины похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.


Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестучей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или «жгель» в большой горн-печку – технология! - а раньше ведь деды горшок в жирных щах вываривали для глянцу. Понятное дело, что окромя хозяйственной утвари лепил папанька-гончар детишкам на забаву ещё и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков» , «писарих» , а самые деловые мечту осуществляли заветную крестьянскую - «ф-а-абрику» открывали.


Промысел очень древний. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились – мало того, что краски не поблёкли, так мастерицы изображали ещё не просто условную травку, а луговую овсяницу или полевицу, не просто листики, а листья папоротника, не просто завитки-усики с ягодками, а - «поразительное» открытие, сделанное археологами - «данное изображение имеет сходство с земляникой» . Ну, надо же, а мы думали, что древние русичи лаптем щи хлебали.

В 17в. вышел Аптекарский указ царя Алексея Михайловича Тишайшего, чтобы «тае глины дела никуда не давать, а держать тае глину на аптекарские дела и впредь тае глину изо Гжельской волости имать и возить тое же волости крестьянами кака та глина в аптекарский приказ надобна будет». Гжельские крестьяне по этой причине никогда не были крепостными – ведь вся Гжель вместе с крестьянами была закреплена за Аптекарским приказом специально в целях изготовления посуды. Царская грамотка!


В 18в. Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и изучал гжельские глины ,писал : «Едва ли есть самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственницей называют. Какова у нас гжельская , которой ни где не видел я белизною превосходнее».Так и повелось : при Петре I тут «приискивали» глину для кирпича, а при его дочери императрице Елизавете – для первого в России фарфорового завода. Однокашник великого Михайлы, учёный-химик Дмитрий Виноградов «умыл» немцев с их мейсеновским фарфором - разгадал таки «китайский» секрет фарфора и привёз из Гжели глину , из которой были впервые изготовлены русские фарфоровые изделия.

Ну а что крестьяне? В 19в. одиночек становится всё меньше и меньше, всё больше артелями работают или поднакопили на свои собственные крошечные фабрики. Гжель цвела и пахла ! По переписи 1871 года в 16 деревнях Гжели было : 11 лавок, 15 питейных домов, 11 харчевен, 5 постоялых дворов и 88 производственных заведений. Гжельские крестьянские семейства выходили «в люди» ! Жизнь кипела!

Гжельская роспись считается подглазурной, т. е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

«Бельё» - это фарфоровая форма без росписи.

«Крытьё» - это сама синяя роспись по белому фону.

Гжельская роспись делится на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели, «капельки» , «жемчужинки» , «усики» . С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор» . Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т. п.Это персонажи из русских сказок : Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т. п.


Синеглазая посуда –

Вазы, чайники и блюда –

Ярко светится оттуда,

Как родные небеса.

Гжельская роза . «Азбука мазков» .

Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной , посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Гжель ведь никогда не была предметом роскоши. Гжельские кувшины для браги и молока, квасники, кумганы-птицы, миски для похлёбки предназначались для простого трудового люда и трактиров. Поэтому и палитра из трёх основных красок радуги идеально вписывалась в натюрморт крестьянского стола : каравай только что из печки вытащенного хлеба, крынка с тёплым только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках. В нач. 20в. эти миленькие цветочки никак не совпадали с геометрией революционных красных стягов и пятиконечных звёзд. Да и «раскулаченному» потребителю какая разница из чего хлебать тюрю в сибирской тайге.

Поэтому старинные деревенские трёхцветные букетики сменила синяя гжельская роза .

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Кобальт – краска модная в городе, но гжельские мастера , не стесняясь новой синей моды , для себя до сих пор делают посуду разноцветной. Это понятно. Деревенский букетик так и тянет понюхать, а синяя роза держит дистанцию. Барышня!

К слову про цветные краски, которыми расписывают «древнерусскую» гжель - майолику – это зелёная (соли меди, желтая (соли сурьмы, вишнёвая (соли марганца) . Синяя понятно – соли кобальта. Основа всему – белая эмаль. Это гжельская «пятицветка» .

У гжельцев есть свои секреты , как, скажем розу, сделать именно гжельской розой .

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели .

* Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба ».

** Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми» . Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета .

*** «Мазок с тенями» . Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т. е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

Представим, что мы гжельские художники . Давайте нарисуем розу.


ужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски , т. е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Получилось? Да мы почти профессионалы! Хотя, чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 лет.

В Гжели создали ступенчатую систему обучения. Будущие кадры ещё сидят в песочницах в детском саду, а ими уже занимаются – учат малышей лепить и раскладывать кисточкой гжельскую розочку ;


школе с художественным уклоном проходят практику на производстве; а наиболее одарённые поступают в Гжельский институт или колледж и совершенствуются на курсах аспиранта в Москве.

Ещё одна гжельская тайна : стилистика росписи очень похожа, или можно сказать практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах.

* Н. И. Бессарабова

*** А. Б. Салтыков «Азбука мазков»

Гжель - это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.

Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» - привычного термина из лексикона гончаров.

Голубое на белом.

История

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.

В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика - в то время она была популярной.

К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.

Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Гжель в настоящее время

Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.

Гжельский фарфоровый завод.

На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.

На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:

  • посуда;
  • вазы;
  • подсвечники;
  • статуэтки;
  • лампы;
  • часы;
  • шкатулки;
  • камины;
  • люстры;
  • чайники, и пр.

Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.

Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…

Профессионалы высокого класса - технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

Магазин фарфора в селе Гжель.

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжель - это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:

  • поверхность керамики или фарфора - идеально гладкая, а фон - белоснежный;
  • на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели - лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;

Фирменное клеймо.

  • на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
  • настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
  • рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
  • форма изделий проста, без излишней вычурности.
ГЖЕЛЬ. История промысла

Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам никому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари - кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава - основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами - новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.

История гжели и её истоки

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.

Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Особенности промысла гжель

Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.

Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт - одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами, как:

Чайные пары
Сервизы
Вазы для цветов
Заварочные чайники
Сахарницы
Розетки для варенья
Самовары
Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью.

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

Создание заготовки
Подготовка к росписи и первый обжиг
Контроль и отбраковка изделий
Роспись
Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера.

Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.

Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.

После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

Белоснежный фон
Насыщенно-синий рисунок
Глазурирование поверхности
Многообразный и сложный растительный орнамент
Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

Орнаментальная
Растительная
Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

МКОУ РАООП

« Старогородковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

Направление:

нравственно-патриотическое

Тема: «Знакомство

с гжельским промыслом»

Воспитатель: Мерзликина Т.В

Тема: «Знакомство с гжельским промыслом»

Цель: Приобщение детей истокам народно прикладного искусства. Познакомить с историей промысла, особенностями гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма.

Задачи:

Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к русским традициям. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам своего дела.

Прививать интерес к рисованию. Воспитывать желание украшать предметы быта гжельской росписью.

Образовательные задачи : Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению; Учить выделять традиционные особенности росписи : белый фон и сине-голубой рисунок.

Развивающие задачи:

Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному искусству. правильно накладывать краски, рисовать концом кисти и всем ворсом; Развивать художественный вкус, чувство цвета , умение передавать характерные сочетания цветов ; Развивать моторику рук

Предварительная работа: беседа, рисование, рассматривание изделий других народных промыслов (хохлома, гжель), слушание народных мелодий, чтение стихов о гжеле , рассматривание иллюстраций с гжельской росписью .

Материалы и оборудование

1. Посуда, раскрашенная гжельской росписью .

2. Образцы элементов гжельской росписи .

3. Трафареты посуды, вырезанные из бумаги и затонированные.

4. Акварельные краски.

5. Кисточки для рисования №2 и №3 .

6. Стаканчики для воды, салфетки.

Используемые педагогические технологии: коллективного творческого воспитания, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, технология воспитания на основе системного подхода, здоровьесберегающая, технология современного и проектного обучения.

Методы:

1. Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение).

2. Наглядные методы (демонстрация, показ, действия и практические методы (показ способа действия, алгоритмарешения, практикум, упражнения)

3. Методы контроля и самоконтроля

4. Методы формирования личностных результатов (методы воспитания)

5. Практические методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения, тренинг и др.)

Ход занятия

    Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем :

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рада, вас видеть я!

Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А, о каком, вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение :

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Воспитатель : Как зазывается эта посуда? Правильно, молодцы!

    Вводная часть

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, когда послушайте мой рассказ

    Основная часть

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от столицы Москвы стоит деревенька Гжель . Давным - давно жили там смелые да умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков.

Сами гжельцы любили говорить , что небо у нас в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Слайд 4-6

Украшали свои изделия бордюрами различными, Цветами и капельками, полосками и сеточками.

Этот прием рисования получил название «мазок на одну сторону» , «мазок с тенями» , живописный, или тональный мазок. Он бывает разной конфигурации.

С помощью мазка рисовали гжельские розы и волшебных птиц. Все гжельские узоры сами придумывали.

И вот собрались однажды гжельские мастера и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Один слепил чайники. Удивительные чайники получились, с резными ручками, вытянутыми носиками, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, и придумал свой чайник в виде паровозика. Дым из трубы ручкой служит, а свисток паровозика – носиком.

Третий мастер подивился красоте такой, но лепить чайники не стал. Услыхал он сказку про кита, да сделал маслёнку. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками.

Добрый молодец на коне скачет, а за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками. Глаза рыбы, точно роза.

Закипела работа у мастера. Разными маслёнками удивил он свой народ : масленка «Бычок» , «Заяц» , «Емеля на печи» , «Курочка ряба» .

Четвертый мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Гжельские мастера большие фантазёры. Одни чашки у них стройные и высокие,

другие похожи на маленький бочонок, а иные широкие, затейливые

Лепили гжельские мастера причудливые и самовары, а также затейливые фигурки людей из их жизни.

Это работница взбивает в ступе масло.

Здесь женщины застыли при чаепитии.

А это – девушка с коромыслом и вёдрами. Называется «По воду»

А здесь – целый ансамбль музыкантов.

Не забывали и про детей. Для них изготавливали разные игрушки : петух с пышным хвостом, мышка норушка, гордый конь, да кошка-задира.

Разные зверушки

Милые кошечки

Слоник-дом

Хрюшка

Чебурашка

Семейство сов

Осётр на блюде.

Подставка под телефон

Ёмкость под крупу

Люди используют гжельскую роспись при обустройстве интерьера.

Делают в Гжели и часы . Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так, и, кажется, сейчас прокукарекает : «спать пора!»