Экспозиция «Музейный цех фарфора. Императорский фарфоровый завод Музейный цех фарфора

Введение

Фарфор - основной представитель тонкой керамики. Характерные признаки фарфора - белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочности, термическая и химическая стойкость и природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.

Фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и т. д.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает 1300 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолин и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.

Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый не покрытый глазурью фарфор называется бисквит. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия

ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА

      Подготовка сырьевых материалов

Состав керамической массы и метод ее подготовки определяют исходя из назначения из назначения изделия, его формы и вида сырья. Цель подготовки сырья - разрушение природной структуры материалов до мельчайших частиц для получения однородной массы и ускорения взаимодействия частиц в процессе фарфорообразования. Ее проводят в основном пластическим способом, который обеспечивает получение равномерной по составу массы.

Пластичные материалы (глину, каолин) распускают в воде в лопастных мешалках. Полученную массу в виде суспензии пропускают через сито (3600 - 4900 отверстий на 1 см2) и электромагнит для удаления крупных включений и железистых примесей.

Отощающие материалы и плавни сортируют, освобождают от посторонних т вредных примесей. Кварц, полевой шпат, пегматит и другие компоненты подвергают обжигу при температуре 900-1000шС. При этом кварц претерпевает полиформные изменения, в результате которых растрескивается. Это, во-первых, облегчает помол, а во-вторых, позволяет удалить куски, загрязненные железистыми примесями, так как при обжиге кварц с примесями железистых соединений приобретает желто-коричневый цвет.

Каменистые материалы, в том числе и фарфоровый бой, промывают, подвергают дроблению и грубому помолу на бегунах, после чего просеивают. Тонкий помол производят в шаровых мельницах с фарфоровыми или уралитовыми шарами. Для интенсификации помола в мельницу вводят поверхностно-активную добавку - сульфитно-спиртовую барду (от 0,5 до 1%), которая, заполняя микротрещины, оказывает как бы расклинивающее действие. Помол ведут до остатка 1-2% на сите с 10 000 отверстий на 1 см2.

Пластичные и отощающие материалы, плавни и фарфоровый бой тщательно смешивают в мешалке пропеллерного типа. Однородную массу пропускают через сито и электромагнит и обезвоживают в специальных фильтр-прессах или вакуум-фильтрах. Полученную пластичную массу влажностью 23-25% направляют на две недели на вылеживание в помещение с высокой влажностью. При вылеживании происходят окислительные и микробиологические процессы, гидролиз полевого шпата и образование кремниевой кислоты, что способствует разрыхлению массы, дальнейшему разрушению природной структуры материалов и повышению пластических свойств массы. После вылеживания массу обрабатывают на массомялках и вакуум-прессах для удаления включений воздуха, а также пластичности и других физико-механических свойств, необходимых для формирования изделий.

      Виды фарфора

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Готовые предметы обжигают дважды: сначала без глазури при температуре 600-800 градусов С, потом с глазурью – при 1500 0 С. В качестве плавней используют полевой шпат или пегматит.«Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат. Покрывают твердый фарфор, твердой глазурью. Тонкие сорта покрывают глазурью из шпата без извести, поэтому изделия получаются матовыми, молочно-кремового оттенка. А вот более простые сорта покрывают совсем прозрачной известковой глазурью. Глазурь и фарфоровая масса состоят из одних веществ, только в разной пропорции. Благодаря этому они соединяются и глазурь ни отбить, ни отслоить уже нельзя» .

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Изобретён в Европе, в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

Мягкий фарфор , называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, те есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100оС, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVl веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем перемешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

Из выше изложенного можно сделать вывод; что основных, для изготовления фарфора, существует три вида, которые отличаются по составу, температуре обжига и используются для разных видов изделия. Так же для каждого вида изготовляется своя глазурь.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ФАРФОРА

      . Производство фарфора

Производственный процесс изготовления керамических изделий состоит из нескольких этапов:

    подготовка сырья;

    приготовление массы;

    формирование изделия, обжиг;

    глазурование и декор.

Подготовка сырья заключается в очистке исходных материалов от примесей, тщательном измельчении, просеивании, сушке и т. д. Приготовление массы состоит из смешивания сырьевых материалов в определенных пропорциях и перемешивании смеси с водой до получения однородной жидкой фарфоровой массы. Массу пропускают через сито, очищают (электромагнитом) от примесей железа и обезвоживают (на фильтр-прессах или вакуум-прессах) для получения формовочного теста.

· свободное формование на гончарном круге;

· пластическое формование ручным оттиском в форме;

· пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующего шаблона или ролика;

· Формование сосуда способом кругового налепа. Формование способом шликерного литья в гипсовые формы;

· изготовление керамических изделий сочетанием нескольких способов формовки.

Способ свободного формования керамических изделий на гончарном круге заключается в механическом воздействии рук гончара на заготовку глины в виде пластического теста. Вначале мастер готовит гончарный круг к работе. Первая стадия - первичная обработка заготовки. Затем формуют внутреннюю полость изделия, края заготовки, вновь внутреннюю полость. После этого мастер вытягивает заготовку до нужной высоты. Во время всех этих операций он вращает ногой или приводным механизмом гончарный круг. Заканчивается процесс отделкой наружных поверхностей, подрезкой дна, сушкой. Во время сушки изделие можно украсить лепными деталями печатками, отштампованными налепками.

Пластическое формование ручным оттиском осуществляется с помощью гипсовых форм. Формы могут быть открытыми и разъемными; открытые применяют для формования плоских изделий; разъемные - при выработке изделий по объемным моделям сложных форм.

Пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона или ролика происходит следующим образом. Форму, раскрывающуюся на две половины, в собранном виде устанавливают во вращающуюся чашу станка. Во внутреннюю полость формы подают ком глины, рассчитанный на объем изготавливаемого изделия. В полость формы опускают формующий шаблон, который равномерно распределяет глиномассу во внутренней стороне формы, после чего поднимают и выводят из формы. Затем форму с изделием снимают с установочного станка, сушат, раскрывают, изделие вынимают и продолжают дальнейшую обработку (приставка деталей - носиков, ручек, крышки и другая дополнительная монтировка).

Формование способом шликерного литья в гипсовые формы основано на свойстве гипса, впитывать влагу, и способности глины при снижении влажности переходить из жидкого шликера в состояние пластического теста. Изделия формуют следующим образом. Шликер заливают во внутреннюю полость гипсовой формы, в результате чего происходит перераспределение влаги между шликером, который отдает влагу, и гипсовой формой, которая эту влагу впитывает. После перераспределения влаги на внутренней рабочей поверхности гипсовой формы из шликера образуется слой глиномассы, переходящей в состояние пластического теста. Когда форма "набрала" заданную толщину слоя глиномассы, шликер выливают из внутренней полости формы, а слой глиномассы на внутренней поверхности формы остается. Этот слой загустевшего шликера представляет собой отформованное пустотелое керамическое изделие - сырец. По мере высыхания находящийся в форме сырец, уменьшаясь, отделяется от ее стенок.

Изготовление керамических изделий сочетанием нескольких способов формования позволяет получать изделия сложной формы. Сочетание пластического способа формования во вращающейся гипсовой форме металлическим шаблоном или роликом со шликерным литьем и монтировкой приставных деталей широко распространено при выработке чайников, сахарниц, чашек, графинов, пиал и других фарфоровых и фаянсовых изделий, состоящих из корпуса и отдельных деталей. После формования изделия высушивают на воздухе и обжигают.

В рамках проекта , во вряд ли я когда-нибудь оказалась на производстве Императорского фарфорового завода . А ведь так здорово понаблюдать, как производится фарфор.

Когда-то я уже была в маленькой частной мастерской и думала, что атмосфера на таком крупном заводе будет сильно отличаться, и что здесь сплошная механика и конвеер. Но, видимо фарфор и керамика- что-то настолько теплое, волшебное, что вокруг всего этого всегда царит умиротворенная творческая атмосфера.
Здесь, как ни странно, очень много ручного труда. Все, что можно было- автоматизировали, остальное только руками. Когда видишь, сколько труда вложено в каждую чашечку, цены на готовую продукцию уже не кажутся высокими.
Мы познакомимся с 3-мя профессиями и 4-мя работниками ИФЗ, которые согласились показать и рассказать о своем труде блогерам.

Это Хваловская Светлана Викторовна - живописец-штамповщик. На ИФЗ люди, которые придумывают что-то новое в росписи называются художниками, а те, кто копирует узор на фарфоре- живописцами. (По-моему шикарно звучит "Я живописец Императорского Фарфорового завода", если хочется громкой должности))) Вся эта кобальтовая сетка, фирменный узор ИФЗ, наносится вручную! А золотые элементы как раз наносят живописцы- штамповщики с помощью малюсеньких резиновых штампиков и жидкого золота. На каждом изделии несколько разных видов штампиков, важно нанести все это строго по образцу.


Светлана Викторовна на заводе уже 7 лет и ей, естественно, никакие образцы смотреть не нужно. На ИФЗ вообще много сотрудников, которые работают тут по много лет. Мне этот цех понравился больше всего, у них очень уютные рабочие места:


Тут нет шума, пахнет лавандовым маслом, которым разбавляют золото и слышны разговоры за жизнь) Я бы еще сериальчики с планшета включила, но говорят им нельзя. Зато музыку и аудиокниги в наушниках можно)


В общем спокойная такая, не стрессовая работа. А еще специальность «живописца-штамповщика» не встречается ни в одной вакансии за год не только в Санкт-Петербурге, но и, в целом, по России.
На гладкие поверхности наносят деколи. Это готовые рисунки, которые переносят на фарфор (слово "посуда" здесь считается позорным и по отношению к продукции ИФЗ его не употребляют), вроде переводных картинок.

Но идем дальше.

Это Поступкина Дина Николаевна- отливщик фарфоровых изделий высшей категории. Она заливает в гипсовые формы шликер, достает изделие и зачищает его с помощью кисточек. Кстати, она берет учеников:) Полгода требуется, чтобы обучиться профессии, но это время тоже оплачивается.


"Потенциальному «отливщику фарфоровых изделий» Императорский фарфоровый завод гарантирует 5-дневный график работы с 7.30 до 16.12. В пятницу специалист может рассчитывать на короткий рабочий день до 15.12. Примечательно, что опыт работы соискателей для предприятия не столь важен. Здесь предусмотрено обучение большинству редких профессий. Заработную плату от 16 000 до 24 000 рублей специалист будет получать, выполняя отливку изделий средней сложности, оправку, отделку поверхности изделий с соблюдением заданной точности и последующую установку на полку конвейерного сушила. При этом после прохождения обучения работник получит премию и повышение заработной платы."- такую справку нам дает , соорганизатор проекта #закулисьередкихпрофессий .


У отливщиков не такое уютное рабочее место- они трудятся стоя, хотя для фигуры это, определенно, плюс. Тут чуть больше уровень шума, чем у живописцев. Дина Николаевна, как и Светлана Викторовна, отмечает, что больше всего в работе ее радует хороший коллектив и результаты труда. Действительно, мало кто может похвастаться, что каждый день несет в мир что-то прекрасное.

В основном на производстве работают женщины. Мужчины не хотят сюда идти из-за уровня зп, в основном. Поэтому особенно ИФЗ сейчас нуждается в отливщиках крупных форм (огромные вазы, скульптуры). По сути то же самое, что делает Дина Николаевна, но с большими объектами. Это тяжелая физически работа и под силу она только мужчинам и некоторым женщинам, например таким, как следующая наша героиня- Михайлова Ольга Рудольфовна.


На наших удивленных глазах она извлекла из формы этого мишку и приклеила ему лапу. (Сложные изделия отливают из нескольких частей и собирают с помощью специального шликера)

Ну и наконец последняя героиня- Маршалкина Марина Олеговна - глазуровщик фарфоровых изделии цеха костяного фарфора. (Костяной фарфор особо тонкий, называется так, потому, что в шликер добавляется измельченная берцовая кость быка)


Этот цех для работы я бы однозначно не выбрала, здесь очень шумно и есть производственный запах. Но если вы любите фиолетовый цвет- вам определенно сюда) Сначала я подумала, что у них огромная партия фиолетовой посуды, но Марина Олеговна объяснила нам, что весь костяной фарфор перед обжигом имеет такой цвет. Они добавляют в глазурь чернила, чтобы видеть, насколько равномерно покрыты изделия. Во время обжига чернила выгорают и фарфор становится белым.

Вот еще справка от HeadHunter "Тем, кто хочет попробовать свои силы в профессии «глазуровщика фарфоровых изделий», нужно будет научиться глазуровать изделия ручным способом, зачищать натёки от глазури и обдувать изделия сжатым воздухом. Дисциплинированность и ответственность будут важными требованиями при приеме на работу. Взамен Императорский фарфоровый завод готов предложить соискателям заработную плату от 22 000 до 23 360 рублей, отпуск в 35 календарных дней, полный соцпакет, ДМС и компенсацию стоимости детских путевок."

Государственный музей художественной культуры Новгородской земли - государственное бюджетное учреждение культуры и искусства в Великом Новгороде.

Музей находится на территории Десятинного монастыря , памятника архитектуры XIV-XIX веков, и является одним из культурных центров Великого Новгорода. До 1994 года в северном корпусе Десятинного монастыря находились творческие мастерские, где работали иконописцы, мастера резьбы по дереву, живописцы, художники по керамике. В январе 1994 года здесь был открыт Областной учебно-производственный Центр художественного творчества, получивший в 2002 году статус Государственного музея художественной культуры Новгородской земли.

История

Инициатором открытия и первым директором Музея художественной культуры Новгородской земли (1994-2008) была Гаврилова Галина Викторовна, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Единомышленниками, пропагандирующими художественное творчество Новгородской земли, были заслуженный работник культуры Зараковская Инесса Леонидовна и заслуженный художник России Варенцов Александр Алексеевич.

В январе 1994 года был создан Областной учебно-производственный Центр художественного творчества, который открылся для посещения 12 апреля 1994 года. Основной идеей создания Центра с выставочными залами была идея объединения профессиональных творческих сил и пропаганда художественного творчества Новгородской земли.

С первого дня существования Центра художественного творчества предполагалось создание Музея. Об этом говорилось уже на открытии Центра. Велся сбор предметных и документальных материалов, собирался фонд будущего музея. Первые произведения искусства были подарены профессиональными ведущими художниками города Центру художественного творчества 8 апреля 1994 года, таким образом, заложив фундамент будущего музея. Это стало хорошей традицией при проведении персональных и групповых выставок. Уже 12 апреля 1994 года открылась первая выставка изобразительного и декоративно-прикладного искусства, где были представлены произведения 27 профессиональных новгородских художников.

За время работы Центра художественного творчества было организовано около 200 выставок произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства художников Великого Новгорода, области, других городов России и зарубежных стран. Благодаря творческому сотрудничеству с художниками, выставляющимися в Центре, фонды будущего музея постоянно пополнялись произведениями изобразительного, документального и предметного материала. Так постепенно в период с 1994 по 2002 год сформировалась коллекция искусства новгородских художников второй половины XX века, насчитывающая 2000 единиц хранения.

В апреле 2002 года Областной учебно-производственный Центр художественного творчества получил статус Государственного музея художественной культуры Новгородской земли.

В Государственном музее художественной культуры Новгородской земли представлены произведения искусства новгородских художников конца ХХ - начала XXI вв. В фондах музея хранится более 6500 единиц хранения, в числе которых скульптура, графика, живопись, стекло, фарфор, медальерное искусство, личные архивы художников.

В 2007 году музей был избран коллективным членом Петровской академии наук и искусств .

В 2011 году в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли была открыта новая экспозиция «Музейный цех фарфора».

В 2012 году в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли была открыта новая экспозиция «Культурное наследие Новгородских монастырей».

В 2016 году в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли была открыта арт-площадка «Территория равных».

Коллекции

Государственный музей художественной культуры Новгородской земли занимается собиранием, хранением, изучением и позиционированием современного искусства Новгородской земли. По сложившейся традиции художники и наследники ушедших из жизни художников передают музею в дар произведения искусства.

Хронология произведений в коллекции музея начинается со второй половины XIX века. В экспозиции музея представлены произведения искусства новгородских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства конца XIX - начала XXI вв.

Живописные и графические произведения выполнены в разных техниках - акварель, пастель, офорт, карандашный рисунок, линогравюра, масляная живопись, темпера и т. д. Декоративно-прикладное искусство представлено произведениями из стекла и фарфора, в которых художники продолжают традиции крупнейших на северо-западе заводов семьи Кузнецовых - «кузнецовские заводы» начала XX века, текстиль - батик и гобелен. Скульптурные произведения - бюсты, статуэтки, скульптурные композиции. Это произведения разного художественного достоинства, но они в достаточной мере отражают процессы, происходившие в отечественном искусстве прошлого столетия.

Выставочные проекты

Государственный музей художественной культуры Новгородской земли - это живопись, графика, скульптура, современное декоративно-прикладное искусство - все грани изобразительного искусства в одном месте. В выставочных залах одновременно работают от 2 до 5 экспозиций и проектов.

Постоянные экспозиции

Культурное наследие Новгородских монастырей

Экспозиция «Культурное наследие Новгородских монастырей»

Проект «Культурное наследие Новгородских монастырей» реализован Государственным музеем художественной культуры Новгородской земли в 2012 году в рамках Программы ОАО «Северсталь » по поддержке деятельности музеев изобразительного искусства «Музеи Русского Севера». Организационный партнер CAF Россия .

16 февраля 2012 года в залах Государственного музея художественной культуры Новгородской земли состоялось открытие новой экспозиции «Культурное наследие Новгородских монастырей».

Экспозиция «Культурное наследие Новгородских монастырей» впервые объединила в одном выставочном пространстве культурное наследие 25 новгородских монастырей с сохранившимися и воссозданными постройками. Экспозиция знакомит посетителей с историей и культурой Новгородской Земли, позволяя совершить виртуальное путешествие. Художественная часть экспозиции включает современные произведения живописи, графики из фондов музея, дополняя раздел современного искусства севера периода 1970-х - 2000-х гг. Интерактивный путеводитель по каждому архитектурному памятнику представлен в фотографиях, документах из архива, текстовых материалах и на электронном носителе. Экспозиция дополнена видеоматериалами. В основу экспозиции положена монография Л. А. Секретарь «Монастыри Великого Новгорода и окрестностей».

Музейный цех фарфора

Что привезти из Петербурга – пышку, корюшку? Допустим, кусочек поребрика ещё можно (они продаются, так что даже не придётся отковыривать на память), но лучше всего – изделие Императорского фарфорового завода. Пожалуй, у каждого настоящего петербуржца дома есть чашечка с знаменитой кобальтовой сеткой. Или статуэтка или ещё что-то особенное.
Не так давно я смогла побывать на Императорском фарфором заводе и увидеть, как создаются знаменитые изделия и, конечно, та самая узнаваемая кобальтовая сетка.

Справка: Завод создан в 1744-м году (на 20 лет раньше, чем Эрмитаж!) по указу императрицы Елизаветы.
Произведения Императорского фарфорового завода входят в сокровищницу мирового фарфора и представлены в коллекциях лучших музеев мира

2

3
Так выглядит Кобальтовая сетка до обжига она чёрная:

4
В этом году завод отмечает 70-летие создания и 65-летие запуска в производство своего фирменного знака – сервиза «Кобальтовая сеточка».
А на всемирной выставке в Брюсселе за узор и форму “Тюльпан” сервиз получил золотую медаль.

5
Автор сервиза – художница Анна Яцкевич, она также придумала и официальный логотип Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова – ЛФЗ. Петербурженка, родившаяся в 1904 году, Анна Яцкевич всю блокаду оставалась в Ленинграде, работала, в 1944 году – к 200-летию Фарфорового завода – была награждена орденом Красной Звезды.

6
Анна Яцкевич при росписи решила попробовать кобальтовые карандаши – у них вместо графитного кобальтовый стержень. Сначала кобальтовые полосы чередовались с полосами, выполненными красной краской.

7
Существует множество теорий возникновения этого, ставшего традиционным, декора, но даже эксперты не знают точного ответа.
Может быть, его навеял «Собственный сервиз» Елизаветы Петровны или хранящийся в заводском музее венский сервиз с так называемой трельяжной сеткой. Или воспоминания о рвущихся в небо перекрёстных лучах блокадных прожекторов и крест-накрест заклеенных окнах блокадного города.

8

9

10
Потом изделия отправляются в печь и сеточка становится синей:

11

12

13
Над таким блюдом художник работает около двух недель:

14
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Но каждый фарфор уникален и свой точный рецепт никто не разглашает.

15

16
Фарфор делят на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор.
Костяной фарфор отличается особой изысканностью, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Фарформ обычно покрывают глазурью, а непокрытый называют бисквитом.
Все они выглядят по-разному

17
Это бисквит (аппетитные такие названия у фарфора — бисквит, глазурь)

18
Отходы производства:

19
Жидкую фарфоровую массу, шликер, заливают в гипсовую форму:

20
Сложные изделия делаются из нескольких деталей и скрепляются более густой фарфоровой массой:

21
Вот таким:

22
Детали:

23
Бракованные фигурки тоже выглядят круто, так и хочется унести (всё равно же брак, да?), но сотрудникам запрещено что-то забирать, потом это всё используется как сырьё для новых изделий

24
Гипсовая форма собрана из двух частей, чтобы потом можно было её разобрать и вынуть изделие.

25
Через какое-то время извлекают фигуру:

26
Фигурки по эскизам Шемякина:

27
А эту надпись, как сказал Игорь, надо вещать в ЗАГСе:

28
Формы для деталей:

29

30

31
Экземпляр из серии «Народы Российской империи»:

32

33

34
А это глазурь. Перед тем, как опустить в неё изделие, надо перемешать до однородного состояния:

35

36
А потом туда окунают изделие, прямо так, без перчаток:

37

38

39
Даже ёмкости с красками со знаменитым декором:

40

41
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор.
Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.
Кобальтовую сеточку делают именно таким способом.

42
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.

43
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55
Красную краску потом снимут и на этих участках фарфор останется белым:

56

57

58
Для обжига используются печи, которые достигают 30-ти метров в длину.
Пожалуй, именно их бы я хотела увидеть. Да и вообще, пока мы шли по территории завода, на стенах мной были замечены фотографии с производства, выглядели они очень уж живописно и аутентично и я предвкушала, что сейчас тоже наснимаю чего-то такого.
Но оказалось, что эти фото были сделаны на «большом» производстве. Территория завода — 5 га, всё занято цехами, но существует и небольшой корпус, где собраны все фазы производства на маленькой территории, чтобы удобно было показывать и проводить экскурсии. Именно там мы и были.

59
На первом этаже находится магазин завода, туда может прийти каждый и купить что-то.
Загадка: как думаете, сколько стоит такая фигурка?

60
Серия с Ёжиком в тумане:

61
И с Маленьким принцем, продаётся в «Буквоеде», но тут ассортимент лучше:

62
Петербургские сувениры:

63

64

Адрес:
Десятинный монастырь, Великий Новгород, Новгородская область, 173007

Телефон:
+7 911 644 02 91

Режим работы:
10:00 – 17:30
Выходной: Пт

Open: 10:00 a.m. – 5:30 p.m.
Closed: Fri

Входная плата:
взрослый – 120 р.
дети до 14 лет – 60 р.
Специальное предложение в «Музейном цехе фарфора»:
«В выходной приходи в Музей семьей»
каждую субботу с 10:00 до 13:00
семейное посещение: взрослые – 80 р., дети до 18 лет – бесплатно

120 roubles (adults)
60 roubles (students)

Мастер-класс:
взрослый – 250 р.,
льготный – 200 р.,
дошкольники – 150 р.

GPS-координаты:
58.51758200, 31.26351100

Специальное предложение в «Музейном цехе фарфора» - «В выходной приходи в Музей семьей»!

Предложение действует каждую субботу с 10:00 до 13:00 . Семейное посещение :

  • взрослые - 80 руб.
  • дети до 18 лет - бесплатно

Экспозиция - впечатление, где история новгородского фарфора переплетается с технологией, мультимедиа «чудеса» сочетаются с авторскими инсталляциями, познавательные программы, мастер - классы, праздники, фестивали - все это «Музейный цех фарфора» в Великом Новгороде. Музей - победитель VII Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Конкурс проводит Благотворительный фонд В. Потанина при поддержке Министерства культуры РФ и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК).

Экспозиция «Музейный цех фарфора» расположена на территории Десятинного монастыря - памятника архитектуры XIV - XIX века в центре Великого Новгорода. 300 метров от Кремля. Комплекс является одним из центров художественной культуры Великого Новгорода. Музейный цех фарфора наполнен современными мультимедиа «чудесами» и авторскими инсталляциями. Интерьер выполнен в форме горна и дает возможность перенестись в атмосферу фарфорового завода - обожженный кирпич, ощущение жара и огня, а рядом сверкающие фарфоровые изделия. Экспозиция соединила блистательное историческое прошлое «кузнецовского» фарфора с советским периодом - выпуском продукции с кобальтовым покрытием, ставшей визитной карточкой мастеров Новгородской земли. Уникальность экспозиции в том, что в едином пространстве представлены элементы технологической линии по изготовлению фарфора, элементы музеефицированного фарфорового производства, коллекция новгородского фарфора, архивные материалы.

Внимание! Музейный цех фарфора приглашает посетить познавательные программы:

  • «Художник живописного цеха » - посетители совершат увлекательное путешествие по волшебному горну и смогут попробовать свои силы в различных способах декора фарфоровых изделий.
  • «Технолог-фарфорист» - в ходе увлекательной игры гости смогут познакомиться со всеми тонкостями производства фарфора, побывать на современном фарфоровом производстве и изготовить собственное изделие.

Внимание! 1 октября экспозиция «Музейный цех фарфора» Государственного музея художественной культуры Новгородской земли открывает свои двери для людей пожилого возраста . Мероприятие проходит в рамках Международного дня пожилых людей. Начиная с 2011 года, 1 октября пожилые люди могут абсолютно бесплатно посетить экспозицию «Музейный цех фарфора».

Новинка! Программа «День рождения ребенка в Музее» проводится в экспозиции «Музейный цех фарфора». В ходе праздника ребята познакомятся с подарками, которые дарили в старину на день рождения, изготовят открытки для именинника, поиграют, а также распишут фарфоровые изделия, упакуют их и заберут с собой. Продолжительность программы - 1 час, после чего предоставляется время для фотографирования, а также самостоятельного знакомства с экспозицией. Программа рассчитана на детей от 7 до 12 лет. Родители могут присутствовать на празднике вместе с детьми, а также могут заказать на время программы экскурсию в Музее. Стоимость программы: 200 руб. для каждого посетителя, 1 сопровождающий бесплатно.

Для детей, взрослых и семейных групп организованы интерактивные программы : мастер-классы по росписи фарфора , квест «Тайны кузнецовского фарфора»; семейный праздник «Чайный двор» ; для людей пожилого возраста вечера встреч «Музейное чаепитие».

Мастер-класс по росписи сувенира - это уникальная возможность создать своими руками замечательный сувенир - декоративное фарфоровое изделие с авторской росписью, познакомиться с замечательным «кузнецовским» фарфором и изготовления фарфора. В ходе мастер - класса посетители самостоятельно распишут фарфоровое изделие под руководством специалиста, поставят клеймо, упакуют и заберут его с собой. Мастер - класс «Новгородский сувенир» проходит в помещении экспозиции «Музейный цех фарфора».

Интерактивная экскурсия «Путешествие по Десятинному монастырю» - это возможность познакомится с историей и архитектурой Десятинного монастыря, «увидеть» (в интерактивном режиме) утраченные Православные Святыни (церковь Рождества Богородицы XIV в., церковь Всех Святых XIX в.), побывать на месте, где в 1170 году произошла известная битва новгородцев с суздальцами, в которой, согласно широко распространенной легенде, новгородцы победили благодаря чуду иконы «Знамение». В экскурсию входит посещение залов и выставок музея.