Развитие профессии машинист локомотива. Профессия "машинист поезда": описание, специфика, преимущества

Помимо машиниста в локомотивную бригаду обычно входит помощник машиниста , а на паровозе - ещё и кочегар . В некоторых случаях (например, на маневровых локомотивах и в поездах метро) локомотивная бригада может состоять только из машиниста - так называемое «управление в одно лицо».

В первое время, после перехода с паровозной на тепловозную тягу в состав локомотивной бригады помимо машиниста и помощника машиниста входил ещё и дизелист, отвечающий за исправную работу дизелей.

Первоначально обозначение на железной дороги специальности по управлению локомотивом, было механик, в дальнейшем после распространения термина машинист, термин механик оставался неофициальным, и даже более распространенным термином для обозначения специальности машиниста локомотива.

Знаки различия - лычка, обращенная углом от плеча и одна звезда - соответствие четвертому или третьему классу квалификации; две звезды - второму классу квалификации; три звезды - первому классу квалификации; четыре звезды - первому классу и должности машиниста-инструктора

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Машинист локомотива" в других словарях:

    Машинист лицо, основным видом профессиональной деятельности которого является управление различного рода машинами. Соответственно, термин машинист всегда уточняется типом машин. Машинист локомотива Машинист турбогенератора Машинист… … Википедия

    - (лат.). Механик, машинный мастер, человек хорошо знакомый с устройством машины и приставленный к ней для присмотра, пускания её в ход, по мере надобности, а также и для исправления. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    МАШИНИСТ, а, муж. 1. Механик, управляющий транспортной или другой самодвижущейся машиной, механическим устройством. М. горного комбайна. М. сцены (в театре). 2. Специалист по вождению поездов. М. локомотива. 3. Специалист, печатающий на машинке.… … Толковый словарь Ожегова

    Борис Фёдорович Громов Род деятельности: машинист локомотива Дата рождения: 23 ноября 1927(1927 11 23) (85 лет) Граж … Википедия

    Машинист локомотива Железнодорожник человек, чьей сферой профессиональной деятельности является железнодорожный транспорт … Википедия

    Сигналы на железной дороге служат для обеспечения безопасности движения и чёткой организации поездной и маневровой работы. По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые. Для подачи видимых сигналов используются светофоры,… … Википедия

    Англ. Unstoppable … Википедия

    ЧС200 011 с поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Санкт Петербурга Вагон поезда «Невский экспресс» Авария «Невского экспресса» происшествие, произошедшее 13 августа 2007 года со скоростным фирменным поездом «Невский Экспресс» на… … Википедия

    ЧС200 011 с поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Санкт Петербурга Вагон поезда «Невский экспресс» Авария «Невского экспресса» происшествие, произошедшее 13 августа 2007 года со скоростным фирменным поездом «Невский Экспресс» на… … Википедия

Книги

  • Техническое обслуживание и ремонт локомотива. Электровоз серий ВЛ 10, ВЛ 10 у. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования , Васильева Наталия Евгеньевна. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии&171;Машинист локомотива&187;, ПМ. 01&171;Техническое…

Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.

Обязанности помощника машиниста электровоза

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:

    техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

    смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

    сцепка и расцепка локомотива;

    помощь машинисту в маневровых работах;

    наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

    подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

    работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Условия работы помощником машиниста электровоза


Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.

Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.

Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:

  • электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;
  • напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);

    тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).

Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза


Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:

  1. быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;
  2. окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;

    пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;

    пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);

    иметь допуск по электробезопасности V группы.

Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.

Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).

Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза

У данной профессии есть свои плюсы :

    стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

    бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;

    ранний выход на пенсию;

    льготы при путешествиях по железной дороге.

А вот минусы гораздо более существенны:

  • низкий уровень заработной платы;
  • отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);

    вредные и тяжелые условия труда;

    напряженный график работы, постоянные переработки;

    высокая ответственность;

    высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).

Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 04.12.2019

Россия 40000—120000 ₽

Москва 80000—100000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.

МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА

Машинист локомотива – специалист на железнодорожном транспорте, осуществляющий управление локомотивом (паровоз, тепловоз, электровоз) или мотор-вагонным подвижным составом (дизель-поезд, электропоезд).

Впервые профессия машинист локомотива появилась тогда, когда появился тот вид техники, которым он помогает управлять. Первые локомотивы с паровым двигателем начали работать в 30-х годах ХІХ века, и обслуживались они командой из машиниста, его помощника и кочегара. Чем совершеннее становилась техника, тем меньше нужно было людей, чтобы ей управлять. Сегодня же машинист локомотива – это весьма распространённая профессия, так как железной дорогой "обвязана" вся страна и вообще планета. Этих специалистов можно встретить на земле и под землёй, так как там работают машинисты локомотивов метрополитена. Вот почему подготовка машинистов и их помощников всегда была делом государственной важности, ведь до развития автомобильного транспорта и транспортной авиации мощь государства и его экономический потенциал во многом зависел от железной дороги. Но и по сей день большая часть грузов и пассажиров на территории нашей страны перевозится именно железнодорожными составами.

Профессионально важные качества:

хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.);

быстрота реакции;

скорость и точность движений;

эмоциональная устойчивость;

высокий уровень концентрации, устойчивости внимания;

точный глазомер;

хороший слух;

осторожность;

наблюдательность;

осмотрительность;

бдительность;

решительность;

выдержка;

дисциплинированность;

организованность;

ответственность;

самообладание;

оперативность мышления.

Медицинские ограничения

Профессия предъявляет повышенные требования к здоровью, для ее получения нужно пройти строгую медкомиссию. Противопоказаний довольно много. Машинисты локомотива регулярно проходят медицинские осмотры и могут быть отстранены от работы в случае возникновения проблем со здоровьем, таких как:

Хронический бронхит, хроническая пневмония I стадии;

бронхиальная астма;

врожденные пороки сердца;

наличие дополнительной хорды в сердце;

гипертоническая болезнь I­II стадии;

язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

хронические гастриты, гастродуодениты, энтериты, колиты;

хронический гепатит;

хронический нефрит и другие поражения почек с сохранной функцией почек;

сахарный диабет;

сколиозы II-­IV степени;

хронические заболевания суставов, часто обостряющиеся или прогрессирующие, с нарушенной функцией;

остаточные явления органического поражения центральной нервной системы (инфекционной, токсической или травматической этиологии);

заболевания вегетативной нервной системы с наклонностью к кризам, ангиоспазмам (обмороки, головокружения и др.);

глухота на оба уха, резкая степень тугоухости;

аллергические заболевания кожи;

значительное снижение остроты зрения (учитывается степень);

нарушение бинокулярного зрения;

расстройства цветоощущения.

Машинист подготавливает локомотив к поездке, управляет им во время следования, определяет рациональный режим движения поезда, наблюдает за работой локомотива, прицепных вагонов и узлов. Своевременно устраняет выявленные в пути следования неисправности, а также при необходимости производит служебный ремонт локомотива в составе локомотивной бригады, готовит машину для сдачи в депо. Руководит и контролирует работу членов локомотивной бригады.

Машинист локомотива обязан вести поезд по графику, учитывать сигналы предупреждений на перегонах, следить за семафорами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования.

Осуществляет контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза, а также безопасностью пассажиров в пути следования. Информирует пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда. Выполняет оперативные распоряжения работников, ответственных за движение поезда и производство маневров.

Профессия машиниста входит в список нелегких работ с вредными и тяжелыми условиями труда. В одиночку выполнять все возложенные на него обязанности по управлению составом физически невозможно. Работа машиниста требует постоянной концентрации внимания и выполнения одновременно нескольких технических операций, поэтому в помощь ему и дается помощник машиниста.

Образовательные организации г. Омска и Омской области:

Сибирский профессиональный колледж .

Профессиональная деятельность

Машинист-локомотива может работать на железной дороге, крупных заводах, предприятиях, использующих железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов, шахтах, в метрополитене.

Карьера

После окончания колледжа выпускники могут работать помощниками машиниста тепловоза и дизель-поезда, а после приобретения необходимого опыта работы - машинистами локомотива и, в дальнейшем, машинистами-инструкторами. Кроме того, машинист локомотива может работать в локомотивных депо бригадиром или техником, мастером по ремонту подвижного состава, дежурным по депо. Если же молодой специалист не пожелает остановиться на достигнутом, он может поступить в профильный ВУЗ. После его окончания есть возможность перейти в разряд управляющих работников и достигнуть значительных карьерных высот, вплоть до руководителя отделения Российской железной дороги.

Машинист – профессия, связанная с управлением поездом на железной дороге. Машинистами называют людей, управляющих всеми типами железнодорожной техники: паровозами, тепловозами, электровозами в метро, трамваями, независимо от того, перевозят они грузы или пассажиров.

Обязанности и требования

Работа машиниста часто предполагает ненормированный график и тяжелые условия труда, большие физические и моральные нагрузки, но при этом зарплата машиниста достаточно высока по сравнению с другими рабочими специальностями. Практически все машинисты – мужчины.

Каждый день перед выходом на работу все машинисты должны проходить медицинскую комиссию, на которой проверяются такие параметры, как давление, частота пульса, температура тела и, конечно же, тест на отсутствие алкоголя в крови.

Кроме ежедневной проверки здоровья машинисты проходят полное обследование каждые несколько лет и при поступлении на обучение профессии.

Работа в тяжелых условиях позволяет машинистам выходить на пенсию на пять лет раньше (но это только при достижении определенного стажа в должности машиниста или его помощника).

Отличительной особенностью работы машиниста является строжайшее требование к соблюдению графика движения поездов. Например, в московском метро в часы пик 10–15 секунд – это уже очень серьезное опоздание!

Управление поездом, как правило, осуществляет бригада, состоящая из машиниста и его помощника. Но в современных поездах с их управлением вполне может справиться и один человек, так что зачастую опытные машинисты работают в одиночку.

Трудоустройство

Работа машиниста требуется везде, где используются подвижные составы. Это может быть система метрополитена либо пассажирские железнодорожные линии. Не стоит забывать, что поезда используются для транспортировки не только людей, но и грузов. Нередко машинисты работают на промышленных предприятиях, ресурсных месторождениях и крупных строительных объектах.

Как стать машинистом

Для работы машинистом поезда необходимо получить среднее профессиональное образование по направлению «Техническая эксплуатация подвижного состава». Оно есть во многих техникумах и колледжах. Также необходимую квалификацию можно получить на курсах непосредственно на будущем месте работы, например, в Московском метрополитене.