Блог дмитрия евтифеева. Экспозамер: всё о режимах замера экспозиции Предназначение датчика экспозамера

Урока мы выяснили, что камера оснащена очень точным инструментом для измерения яркости сюжета. Чтобы всегда получать качественные фотографии, нужно научиться с ним работать.

Камера может измерять экспозицию в разных режимах, применяемых в различных съёмочных ситуациях.

Матричный замер экспозиции

Самый подходящий для начинающих фотографов режим замера экспозиции - матричный. Его же называют оценочным или мультисегментным. Измерение яркости сюжета происходит по всей площади кадра, используется максимальное количество датчиков. Результаты с каждого датчика (напомним, что в зависимости от модели аппарата их число может доходить до десятков тысяч) анализируются, и фотокамера определяет оптимальное значение экспозиции. Методы анализа этих данных постоянно совершенствуются, становятся более интеллектуальными. Также растёт количество датчиков экспозамера. Всё это делает матричный замер более точным с каждым следующим поколением фотокамер.

Сегодня при матричном замере почти всегда удаётся получить корректную экспозицию. Небольшие сложности могут возникнуть в нестандартных для автоматики ситуациях. К примеру, съёмка человека в помещении на фоне окна. В этом случае автоматика не может точно определить, что мы снимаем: освещённый полуденным солнцем пейзаж за окном или слабо освещённого комнатным светом человека. Решить данную задачу она может по-разному в зависимости от ситуации и конкретной компоновки кадра. Также может вызвать сложности съёмка на белом или чёрном фоне: автоматика будет стремиться превалирующие в кадре оттенки приравнять к серому. Поэтому кадры на белом фоне получатся слишком тёмными, а на чёрном фоне - слишком яркими. Решить эту проблему поможет съёмка пробных кадров с последующим внесением экспокоррекции или применение других режимов замера (например, точечного).

NIKON D600 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/50 с

Когда использовать матричный замер? Этот режим подходит для большинства съёмочных ситуаций. Он будет оптимален при активной репортажной съёмке, на фотопрогулках, при любительских семейных фотосессиях и в путешествии.

Точечный замер экспозиции

Довольно сложный в использовании, но при этом самый точный режим замера экспозиции - точечный. Измерение яркости снимаемого сюжета происходит по небольшой области, точке. В фотокамерах Nikon эта точка будет располагаться там же, где и активная зона автофокуса. Поскольку измерение происходит лишь в очень небольшом фрагменте снимка, нужно грамотно подойти к выбору области для замера. Если бездумно ткнуть этой точкой в любое попавшееся место, результат, скорее всего, будет не самым удачным. Мы получим неверно проэкспонированный кадр. Точечный замер следует производить относительно средних по яркости областей на снимке. Ведь камера считает, что мы «показываем» ей средний по яркости объект и исходя из этого измеряет экспозицию.

Например, фотографируя этот дом, измерять экспозицию стоит не по его белой стене (иначе снимок получится слишком тёмным) и не по тёмному лесу (мы получим пересвеченный кадр). Лучше использовать средние по яркости фрагменты сюжета. Идеальным вариантом станет шиферная крыша домика.

Точечный замер некоторые используют в портретной фотографии. Это удобно, если вы снимаете на фотоаппарат Nikon и точка замера находится там же, где и точка фокусировки. Поскольку лица у людей обычно средние по яркости, точечный замер по лицу, как правило, будет работать корректно. Но если мы снимаем смуглого или чернокожего человека, стоит задуматься над внесением небольшой отрицательной экспокоррекции.

Блокировка экспозиции. Часто после измерения экспозиции с помощью точечного замера кадр необходимо перекомпоновать. Чтобы после перекомпоновки экспозиция не сбилась (ведь аппарат измеряет экспозицию постоянно, пока мы не сделаем снимок), существует специальная кнопка блокировки экспозиции - AE-L (Automatic Exposure Lock). При нажатии на неё камера фиксирует текущее значение параметров экспозиции. Эта функция полезна не только при работе с точечным замером, но и тогда, когда нужно сделать несколько кадров с одинаковой экспозицией, не переходя при этом в ручной режим. Часто это необходимо при панорамной съёмке.

Кстати, когда вы держите кнопку спуска в положении полунажатия, замер экспозиции также блокируется. После того как вы дожмёте кнопку до конца и кадр будет сделан, замер экспозиции продолжится, что не всегда удобно (например, при панорамной съёмке).

Когда использовать точечный замер экспозиции? Прежде всего тогда, когда вы уверены, что справитесь с ним. Ведь для точных измерений придётся внимательно следить за тем, по какому объекту в кадре происходит замер экспозиции. Фотографы часто используют этот вид замера при съёмке пейзажей со сложным (закатным, рассветным) контрастным освещением. Также этот вид замера можно использовать в портретной съёмке, замеряя экспозицию точно по лицу модели.

Центровзвешенный экспозамер

Центровзвешенный тип замера - классический вид замера экспозиции, доставшийся современным аппаратам от самых первых плёночных зеркальных камер, имеющих встроенный экспонометр. Замер экспозиции в этом режиме осуществляется по большой области в центре кадра, в круге большого диаметра. При этом участок, расположенный непосредственно в самом центре кадра, имеет больший приоритет (больший «вес») при анализе полученных данных. Сегодня данный вид замера немножко устарел на фоне, во-первых, интеллектуального и простого в использовании матричного замера и, во-вторых, точного и гибкого в настройке точечного замера.

Начинающему фотографу довольно сложно понять для чего нужно столько разных замеров экспозиции, ведь в большинстве цифровых фотоаппаратов чаще всего используется только один, относительно сложный метод измерения экспозиции - матричный (он же мультизонный, он же оценочный), который обычно устанавливается по умолчанию.

Матричный (мультизонный, оценочный) замер экспозиции

Принцип работы матричного (мультизонного) замера экспозиции основан на том, что кадр разбивается на большое количество зон в которых замеряется освещённость, затем оценивается экспозиция в каждой зоне отдельно. После замера, результаты приводятся к среднему значению, которое позволяет получить приемлемую экспозицию в каждой из зон.

На рисунке справа показано примерное деление кадра на зоны, которые похожи на матрицу. Поэтому мультизонный (оценочный) замер экспозиции часто называют матричным, но он не имеет никакого отношения к самой матрице фотоаппарата.

Матричный (оценочный) способ замера экспозиции подходит для портретов и даже для объектов с задней подсветкой в контровом свете.

Если матричный замер экспозиции можно применять практически всегда и получать неплохие результаты, то зачем же нужны другие методы замера экспозиции? Матричный (оценочный) замер экспозиции очень похож на фотосъёмку в полностью автоматическом режиме и даёт хорошие результаты при достаточно простых условиях освещения.

Если матричный (оценочный, мультизонный) режим измерения экспозиции не даёт ожидаемых результатов, используйте другие режимы, поддерживаемые вашим фотоаппаратом.

Центрально-взвешенный (усреднённый) замер экспозиции

Вторым, достаточно часто используемым режимом является центрально-взвешенный (усреднённый) режим измерения экспозиции.

Принцип его работы полностью соответствует названию: данные об освещённости считываются по всей площади кадра, однако основное внимание уделяется освещённости в центре.

Центрально-взвешенный (усреднённый) режим замера экспозиции оказывается очень удобным, если необходимо сфотографировать объект, находящийся в центре сцены. При этом обеспечивается необходимая экспозиция по объекту съёмки, а окружающие области или фон характеризируются другим уровнем освещения.

Частичный замер экспозиции

Если яркость фона довольно сильно отличается от яркости основного объекта съёмки, при этом, фотограф решил пожертвовать деталями фона, но максимально точно проработать объект съёмки, то вместо центрально-взвешенного режима предпочтение следует отдать частичному режиму замера экспозиции. Желтая область на рисунке справа показана зона измерения экспозиции в режиме частичного замера.

Точечный замер экспозиции

Опытные фотографы очень часто используют точечный режим измерения экспозиции, который позволяет фотографу получить полный контроль над замером экспозиции.

В режиме точечного замера экспозиции данные об освещённости считываются только в относительно небольшой части сцены (как правило, это центр сцены, вписанный в рамку экспозамера у компактных камер или в центральный круг видоискателя зеркального фотоаппарата). Некоторые фотоаппараты позволяют при этом считывать данные об освещённости в точке автоматической фокусировки.

Точечный режим измерения экспозиции, очень удобно использовать совместно с фиксацией экспозиции. На большинстве цифровых фотоаппаратов, кнопка фиксации экспозиции отмечена знаком . Именно точечный замер экспозиции совместно с фиксацией экспозиции использовался

Что такое экспозамер? И почему первое, что вам необходимо освоить для работы с вашей камерой – помимо того, как устанавливать карту памяти, конечно, — умение провести замер яркости объекта, который вы собираетесь снимать?

Современные зеркальные камеры имеют встроенный TTL-экспозамер, который измеряет степень освещенности снимаемого объекта. В вопросах понимания цифровой фотографии и выбора правильной экспозиции, TTL-экспонометр камеры должен стать вашим новым другом. Как только вы освоите и начнёте хорошо понимать работу экспонометра, вы поднимете качество ваших фотографий на новый уровень.

Потому что при правильном использовании экспонометра, вы сможете максимально точно запечатлеть на фотографии снимаемую сцену, отобразив все детали, цвета, текстуры и тени.

Мы абсолютно уверены, что экспериментируя с камерой, вы не раз выбирали неверную экспозицию (да и кто не проходил через это?). Скорее всего, вы сталкивались с потерей данных изображения в зоне светов. В цифровой фотографии, к сожалению, как только вы переэкспонировали изображение – вы потеряли данные об изображении безвозвратно (съёмка в RAW, конечно, позволяет избежать этого). Так что у вас есть выбор: игнорировать эту особенность цифровой фотографии на свой страх и риск, либо поработать над вашими навыками использования режимов экспозамера.

Центрально-взвешенный режим замера экспозиции

В этом режиме камера считывает информацию о яркости объекта, поступающую из области, отображаемой в центральной части видоискателя (при этом информация о яркости остальных частей кадра поглощается, и данные о яркости, выдаваемые процессором камеры, как правило, бывают ниже).

В камерах различных производителей название этого режима может несколько отличаться, например, в камерах Canon он называется «Центрально-взвешенным усреднённым» (Center-weighted Average Metering), у Nikon же – «Центрально-взвешенный» (Center-weighted Metering).

Если говорить о принципе работы центрально-взвешенного режима экспозамера, то он основывается на том, что чувствительность сенсора камеры распределена по полю кадра неравномерно: она выше в центре и спадает к краям. Таким образом, наиболее чувствителен сенсор именно в пределах области, обозначенной в видоискателе камеры центральным кругом.

С точки зрения практического применения, этот режим заставляет камеру сфокусироваться на объекте в центре кадра, особо не обращая внимания на тёмный или светлый фон или другие объекты в кадре. Поэтому он наиболее пригоден для репортажной фотосъёмки или съёмки сцен, где объект находится в центре кадра.

Например, центрально-взвешенный режим замера экспозиции идеально подойдёт для съёмки портрета вашей спящей кошки, или , разбитой в результате аварии.

Точечный режим замера экспозиции

Когда вы смотрите через объектив зеркалки, вы, обычно, можете видеть несколько точек фокусировки и/или меток центровки; это небольшие области кадра – иногда пользователь может самостоятельно выбрать одну из них – в которых камера производит замер яркости для определения экспозиции. Любые данные о яркости областей кадра, выходящих за пределы точки, в которой производится замер, при расчёте значения экспозиции игнорируются.

Принцип работы этого режима заключается в измерении яркости небольшого участка кадра (не более 5% от общей площади кадра).

Для точечного режима экспозамера характерны более ярко выраженные перепады чувствительности, по сравнению, например, с центрально-взвешенным режимом, поскольку при точечном замере остальная часть кадра, как упоминалось выше, в измерении не участвует вовсе. Однако, именно этот режим является наиболее точным из всех существующих, поскольку он позволяет предельно точно измерить яркость любых участков сцены.

Поскольку точечный режим замера крайне чувствителен к выбору точки проведения замера, он малопригоден для репортажной съёмки. Этот режим придёт вам на помощь, когда вам необходимо заснять контрастную сцену или сцену со .

Режим частичного измерения

Вы можете рассматривать режим частичного замера экспозиции, как расширенный вариант точечного экспозамера. В режиме частичного замера, информация о яркости считывается с области гораздо большей, чем при точечном экспозамере: около 10% кадра против 2-3% в точечном режиме.

Чаще всего этот режим замера экспозиции можно встретить в фотоаппаратах Canon, где он получил широкое распространение, как отдельный режим, начиная с модели Canon F-1.

Режим частичного экспозамера лучше всего использовать в случаях, когда объект съёмки сильно подсвечен, а вы хотите получить хорошо проэкспонированное изображение снимаемого объекта. В таких случаях этот режим экспозамера позволит вам правильно проэкспонировать снимаемый объект, в то время как фон может получиться переэкспонированным.

Таким образом, режим частичного замера позволяет вам более точно управлять экспозицией в конкретной области снимка.

Матричный (оценочный, многозонный) режим экспозамера

Матричный режим экспозамера – режим по умолчанию, при котором TTL-экспонометр замеряет яркость всех точек в кадре, после чего процессор камеры, основываясь на данных заложенных производителем, подбирает оптимальное значение экспозиции для снимаемой сцены.

Стоит отметить, что эффективность этого режима напрямую зависит от процессора камеры и количества точек фокусировки, доступных сенсору.

Матричный режим экспозамера наиболее оптимален при режимах с автоматическим управлением экспозицией и подходит для съёмки равномерно освещённых сцен, например, .

Для начала изучить сцену, которую собираетесь снимать, в видоискатель. Если она выглядит равномерно освещённой, используйте Матричный (оценочный, многозонный) режим экспозамера.

Если человек или предмет, снимаемый вами, освещён сзади ярким источником света или солнцем, то вам, вероятнее всего, следует выбрать Центрально-взвешенный режим замера экспозиции.

Если предмет вашей съёмки является наиболее значимой частью сцены, используйте Частичный режим экспозамера.

Заключение

Измерение экспозиции является одной из важнейших функций вашей камеры (хотя вы всегда можете использовать ручной экспонометр) поскольку правильный выбор экспозиции критичен для фотографии.

Конечно, некорректный выбор режима экспозамера не будет портить каждую фотографию, отснятую вами, однако, как только вы усвоите и научитесь использовать различные режимы экспозамера, вы сразу же заметите, насколько уменьшится среди ваших фотографий число недодержанных и/или передержанных.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Многие фотолюбители не желая тратить силы и время на освоение нудных и многобуквенных тем в деле фотографии, так и остаются профанами в вопросе режимов измерения экспозиции. А новички и пользователи фотоаппаратов зачастую и вовсе не подозревают о существовании этой темы. Немудрено, ведь мыльницы не дают пользователю управлять этим процессом, осуществляя его в автоматическом режиме. Но начав пользоваться полу- или , важно в этом разобраться. Поэтому сейчас мы и рассмотрим, как техника это делает и какие режимы экспозамера фотоаппаратом бывают.

Кто такой этот экспозамер фотоаппаратом

Экспозиция – это один из фундаментальных критериев качества полученного снимка. По сути это количество света, которое будет запечатлено фотоаппаратом на вашей фотографии. Есть формирования этого количества света – , и . Но это факторы, влияющие на контроль пропускаемости света на . Но перед тем как попасть в «лапы» этих трех ребят, свет формируется на самих объектах съемки и измеряется встроенным экспонометром фотоаппарата. Процесс замера встроенным экспонометром количества света с определенного участка кадра и называется экспозамером.

Встроенный экспонометр

В былые времена, когда съемка осуществлялась в ручном режиме, каждый фотограф знал, что такое экспонометр и умел с ним работать. В современности же это чудо-устройство встроено в любой фото- видеотехнике и умеет работать без нашего вмешательства. За счет чего фотоаппарат и может работать полностью в автоматическом режиме. Основная и единственная задача экспонометра – замерять количество света в конкретных точках кадра. Эту задачу выполняет и встроенный экспонометр фотоаппарата, только с одним «но» – он замеряет не эталонный падающий свет, а свет, отраженный от объекта. Поэтому его легко ввести в заблуждение.

Разные объекты имеют разную степень отражаемости света, а встроенный экспонометр все объекты воспринимает одинаково (нейтрально-серыми), так как он всего лишь техника и не может знать на что конкретно сейчас направлен объектив. Одним из таких популярных «обманщиков» является снег. Который, за счет высокого свойства отражаемости света, заставляет думать технику, что он намного ярче, чем есть на самом деле. Как итог, остается . Поэтому на помощь экспонометру и существую корректировки, которыми мы помогаем фотоаппарату определиться с тем, с какого участка ему брать «пробу» для построения экспозиции.

Режимы измерения экспозиции

На данный момент существует несколько различных режимов измерения экспозиции фотоаппаратом:

  • усреднённый замер экспозиции (устаревший);
  • матричный (оценочный, многозонный) замер экспозиции;
  • центрально-взвешенный (центровзвешенный усреднённый) замер экспозиции;
  • частичный замер экспозиции;
  • точечный замер экспозиции;
  • замер по ярким участкам.

Усреднённый экспозамер (Average metering)

Также иногда называемый «интегральным». Учитывал яркость всего кадра в равной степени. Пригоден был для малоконтрастных сцен. Поэтому давал частые ошибки в экспозиции при съемке высококонтрастных кадров, например, фото на фоне яркого неба. В дальнейшем дорабатывался производителями фотоаппаратов. Так, некоторыми брендами система корректировалась для возможности замера экспозиции с приоритетом на нижнюю часть кадра и называлась «автокомпенсацией контраста». Ныне считается устаревшим и более не используется в современных фотоаппаратах.

Матричный экспозамер (Matrix Metering)

Фотоаппарат замеряет свет со всех датчиков, по всему кадру. Что делает этот экспорежим самым простым в использовании, удобным для новичков и тех, кому не хочется заморачиваться с зональными замерами. Современным фотоаппаратам удается делать в этом режиме просчета экспозиции вполне достойные кадры. Кроме случаев с высококонтрастными сценами. Если в кадре присутствует объект, например, с комнатным освещением и бьющий с окна свет, то фотоаппарат, пытаясь сбалансировать освещение, может выдавать непредсказуемые результаты. В таких сценах ей нужно помогать и пользоваться более точечными режимами замеров экспозиции.

Центровзвешенный экспозамер (Center-weighted Average Metering)

Так же называемый «центровзвешенный усреднённый», например, у бренда Canon. Снимает данные с большой зоны в центре кадра, а при обработке доминирует центральная часть зоны. Перекочевал этот вариант замера экспозиции данных о свете ещё с пленочных фотоаппаратов и ныне не самый популярный. На это есть несколько причин. Он также легок в использовании, как и матричный. Но при этом он что-то среднее между вышеописанным – матричным просчетом экспозиции и точечным, о котором речь пойдет ниже. По итогу, достаточно интеллектуальный матричный режим проще и удобнее в использовании для новичков, а точечный – хоть и более сложный, но качественнее, точнее выполняет свою задачу и предпочтительнее для профи.

Частичный режим замера экспозиции (Partial Metering)

Режим схож по своей методике с центровзвешенным, но имеет меньший охват, около 15% от центральной точки кадра. Удобен при сильно контрастирующих между собой объекте съемки и фоном кадра – когда фон сильно темнее или наоборот сильно светлее объекта в центре. То есть, это опять же переходящий режим, заполняющий пустоту между матричным и точечным режимами замера экспозиции. Также не имеет большой популярности.

Точечный экспозамер (Spot metering)

Один из самых сложных и в тоже время излюбленных и точных режимов у профессионалов, особенно у любителей портретной или предметной съемки. Сложен он тем, что вы сами указываете фотоаппарату от какой конкретной точки кадра она должна отталкиваться в построении экспозиции. При этом нужно быть аккуратным и обдумывать выбор точки. Укажете слишком яркую, получите недоэкспонированное изображение. Укажите сильно темную – получите пересвеченный . Поэтому этот режим и считается профессиональным, так как вам нужно понимать принцип формирования экспозиции и с этим пониманием указывать фотоаппарату точку.

Зато открывается огромный потенциал для творческих замыслов. В ваших руках появляется возможность создания высококонтрастных в темной комнате и, например, с лицом, частично погруженным в тень. Или деревьев в лесу, пронзаемых сквозь листву солнечными лучами. Или модель на фоне окна с контровым светом, бьющим в объектив фотоаппарата. А с учетом возможности блокировки экспозамера (речь пойдет ниже), есть возможность ещё больше расширить границы фантазии и сняв замеры с контрового света, бьющего с окна, продолжить компоновку кадра и сфокусировавшись на модели, создать черный силуэт на фоне светлого окна.

В общем возможности огромны, только придумывай и осуществляй. Но есть такие моменты, в которых точечный режим не пройдет. Например, общий портрет, стая животных. Все варианты, где объекты съемки находятся на удалении от выбранной точки и могут быть по-разному освещены. В таких случаях лучше подходят режимы с большей зоной покрытия датчиками – матричный, центровзвешенный, частичный.

Замер по ярким участкам кадра

Один из самых новых режимов замера экспозиции. Начал свое существование в фотоаппаратах от бренда Nikon (D750, D810). Рассчитан на фотографов, работающих с форматом RAW. Как известно, пересвеченные зоны кадра – головная боль фотографа и печаль для глаз зрителя. Ведь пересветы, в отличии от теней, невозможно или почти невозможно оживить, вернув в них детализацию. Сильные пересветы зачастую так и остаются белым выгоревшим пятном на фотографии. Режим замера экспозиции по ярким участкам призван исключить возможность данного явления. Ориентируясь по самым светлым участкам кадра, он строит композицию так, чтобы в крайнем случае кадр был недоэкспонированным (темноватым). При этом, как упоминалось ранее, расчет идет на то, что изображение сохранится в сыром формате RAW и в дальнейшем будет обработано в фоторедакторе. Так как сырой формат RAW, в отличии от прошедшего компрессию JPEG, позволяет намного более гибко манипулировать светом и тенями. За счет чего и будут вытянуты недоэкспонированные (темные) зоны изображения.

Режим блокировки экспозамера

Стоит осветить возможности фотоаппарата по временной блокировке экспозамера. Практически вся современная полу- и профессиональная техника имеет такую функцию. Достигается двумя путями с некоторыми отличиями.

  1. Первый вариант, в режиме предварительной фокусировки (полунажатая кнопка спуска). В этот момент происходит замер экспозиции и фокуса и ждет вашего окончательного решения. Чем вы можете воспользоваться и перекомпоновать кадр (изменить объект съемки) и завершить полное нажатие спуска затвора. При этом ранее замеренные и зафиксированные данные применяются к вновь выбранному объекту;
  2. Второй вариант – отдельная кнопа на тушке (корпусе) AE-L (Automatic Exposure Lock), которая выполняет ту же функцию, но не трогая фокусировку и без полунажатия спуска затвора. То есть, наведя на объект с нужным освещением и нажав эту кнопку, есть некоторое время, чтобы перекомпоновать кадр и сфокусироваться на новом объекте съемки. Заметим, что в зависимости от производителя, на этой функции также может быть привязана и функция (AF-L) (Automatic Focus Lock). Что полностью повторяет режим предварительной фокусировки. Но в таком случае режимы работы данной кнопочки можно настроить в параметрах фотоаппарата.

В чем смысл? Зачастую используется при точечном и частичном замерах. Когда вы берете светопробу не со всего кадра, а с конкретной точки кадра или его части. Это дает вам неограниченные возможности в творческом подходе со светом.

Как можно понять, у каждого варианта замера экспозиции фотоаппаратом есть свои неопровержимые достоинства и недостатки. Если вам не хочется мучиться с зональными экспорежимами, которые требуют более глубоких знаний и понимания вопроса, то ваш вариант это матричный. Но помните, в сценах с контровым светом (бьющим в объектив фотоаппарата ярким светом) и в сильно контрастных сценах, результаты, чаще всего, будут не удовлетворительными. Многим нравится использовать точечный замер экспозиции, потому как результаты будут достаточно предсказуемыми и под вашим контролем. Но тогда нужно будет пользоваться или функцией предварительной фокусировки или кнопкой блокировки замера экспозиции. Или же постоянно, от кадра к кадру, бегать точкой выбора датчика экспонометра в кадре. Обладателям фотоаппаратов с новым режимом замера экспозиции по ярким участкам и не брезгующим дальнейшей обработкой RAW файла в фоторедакторе, приоритетен, как ни странно:), «режим замера по ярким участкам». То есть, каждому свое – дело вкуса. Кому какой тип замера пришелся по нраву, тот и берут на вооружение.

Экспоно́метр - устройство для инструментального измерения фотографической экспозиции и определения правильных экспозиционных параметров.

Режим измерения экспозиции - в современной фото- и киноаппаратуре определяет способ оценки яркости разных частей кадра при инструментальном измерении экспозиции, главным образом, при помощи встроенного в камеру экспонометра.

Различные режимы экспозамера появились с развитием TTL-экспонометров, поскольку практически неосуществимы другими их типами. Причём, современные цифровые и плёночные фотоаппараты обладают возможностью измерения в различных режимах как постоянного света, так и света фотовспышек, измеряемого, как правило, теми же сенсорами, что и непрерывное освещение.

Усреднённый замер

При усреднённом измерении яркость всех частей кадра учитывается в равной степени. Таким способом измерения обладают как внешние экспонометры, так и большая часть встроенных. Первые TTL-экспонометры обладали только таким режимом измерения, который пригоден для малоконтрастных сюжетов, но выдаёт ошибки в случае большой разницы в яркостях объекта съёмки и фона.

Центровзвешенный замер экспозиции

В этом режиме чувствительность сенсора распределена по всему полю кадра неравномерно, достигая максимального значения в центре, где обычно находится основной объект съёмки. Центральная часть малоформатного кадра, ограниченная окружностью диаметром 12 миллиметров, занимала 60% общего результата измерения. Доля остальных частей кадра составляла 40%, позволяя более точно измерять большинство сцен. В отличие от точечного режима, чутко реагирующего на малейшие изменения положения зоны замера и требующего постоянного внимания, центровзвешенный замер более усреднён и пригоден для репортажной съёмки.

Точечный замер экспозиции

При точечном замере экспозиции измеряется яркость небольшого участка кадра, размером от 1 до 5% его общей площади. Обычно «точка» расположена в центре кадра, хотя многие камеры позволяют задать её в других местах. Точечное измерение позволяет корректно определить экспозицию контрастных сцен, не подходя вплотную к объекту съёмки.

Например, при съёмке ярко освещённого объекта на очень тёмном фоне (например, актёр на тёмной сцене), использование точечного замера по сюжетно важной части позволяет проэкспонировать объект съёмки корректно, проигнорировав общую тёмную тональность. И хотя при этом фон будет снят с недодержкой, нужный объект получит правильную экспозицию.

Режим частичного измерения

Частичный замер является разновидностью точечного, охватывая более широкую «точку» размером 10-15% общей площади кадра. В отличие от центровзвешенного, учитывающего яркость всего кадра в разных пропорциях, частичный измеряет только ограниченную зону, как и точечный.

Матричный (оценочный, многозонный) замер экспозиции

Оценочный или матричный замер основан на разделении кадра на несколько сегментов, экспозиция которых измеряется независимо, а полученные результаты обрабатываются микропроцессором камеры, определяя оптимальную экспозицию на основе статистических данных.